ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — одна из крупнейших железных дорог России. Образована в январе 1934 г. при разделении Пермской ж. д. Пролегает по территориям Казахстана, Башкирии, Челябинской, Курганской, Куйбышевской, Оренбургской и Свердловской областей. В состав дороги входят отделения: Златоустовское, Челябинское, Курганское, Петропавловское, Карталинское, Орское, Оренбургское. Основные узловые станции: Челябинск, Курган, Петропавловск, Троицк, Карталы, Магнитогорск, Орск, Оренбург, Бердяуш. Эксплуатационная длина 4935 км (1991). Управление дороги — в Челябинске. Дорога награждена орденом Октябрьской революции (1971). ЮУЖД — важнейшая магистраль на юго-востоке России. Составляет 3,4% от общей протяженности ж. д. сети (1990), дорога выполняет около 7% общесетевого грузооборота. Ее грузонапряженность в 2 раза превышает общесетевую (на отдельных участках — в 5 раз). К концу 1980-х гг. электрифицированные линии на ЮУЖД составили 60% (в 2 раза выше среднесетевого) и выполняли около 80% всего грузооборота. Эксплуатация электровозов ВЛ-10 по системе многих единиц (СМЕТ) позволяет водить на главном ходу Исилькуль — Челябинск — Кропачево поезда массой до 6000 т. Реконструкция участковых станций Челябинск-Южный, Златоуст, Кропачево, Курган, Петропавловск, Шадринск дала возможность регулярного вождения по главному ходу поездов длиной в 71 условный вагон. Участок Кропачево — Златоуст — Полетаево передан в состав ЮУЖД при ее организации в 1934 г. из Пермской ж. д. первоначально в качестве Златоустовского района ж. д., преобразованного в 1946 г. в Златоустовское отделение (в границах Кропачево — Златоуст — Чебаркуль). Протяженность отделения на 1996 г. составляет 16,6% от общедорожной. Железнодорожные линии Златоустовского отделения имеют очень сложные профили пути, т. к. проходят через основные горные хребты Южного Урала. В составе отделения самая высокогорная станция ЮУЖД — Уржумка, располагающаяся на южном склоне Александровской сопки на высоте 564 м над ур. моря. Златоустовское отделение является одним из наиболее грузонапряженных в составе ЮУЖД. А. Козлов. (2 том)