Транспорт в городе Златоусте
Златоуст — крупный транспортный узел горнозаводской части Южного Урала. С регионами России он связан линией магистральной железной дороги направлением Москва—Владивосток и федеральной автомагистралью М-5 «Урал» (Москва—Челябинск). К услугам пассажиров современные вокзалы — железнодорожный и автомобильный. Ближайший аэропорт находится в областном центре Челябинске.
Автомобильный парк Златоуста сегодня — это свыше 26 тыс. автомобилей различного назначения, находящихся в распоряжении предприятий и организаций города, в личной собственности горожан. Важнейшие внутригородские магистрали: улицы Аносова, Таганайская, Ленина, Карла Маркса, проспекты Гагарина и Мира. По территории города, но вне его основных застроек проходит объездная дорога, связывающая районы металлургического завода, старого центра, проспекта Гагарина; она имеет также выезды на автомагистраль М-5 «Урал».
Внутригородские пассажирские перевозки обеспечиваются автобусным транспортом и электротранспортом (трамвай). В 2003 году в городе действовало 2 трамвайных и 13 автобусных маршрутов, включая маршрутные такси, сеть которых в последние два года развивается бурными темпами.
Крупным подразделением железнодорожного транспорта является Златоустовский регион Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги (до 1991 года — Златоустовское отделение ЮУЖД). Общая эксплуатационная длина железнодорожных линий региона 607 км, из них 293 км электрифицировано и 314 км — на тепловозной тяге. Протяжённость главного хода (по линии Транссибирской магистрали) от станции Кропачёво до станции Кисегач — 237 км. Географически транспортная сеть Злато-устовского региона располагается в Челябинской области (Ашинский, Катав-Ивановский, Саткинский, Ня-зепетровский, Верхнеуральский, Че-баркульский районы, территория городов Златоуста и Миасса) и Республике Башкортостан (Салаватс-кий, Белокатайский и Учалинский районы). Златоустовские железнодорожники обслуживают территорию с общей численностью населения около 740 тыс. чел. (в т. ч. города областного подчинения Златоуст и Миасс) и высокой концентрацией промышленности (Златоустовский и Саткинский металлургические заводы, Уральский автозавод, Златоустовский завод «Булат», Златоустовский машиностроительный завод, Нязепетровский завод строительных машин, Усть-Катавский вагоностроительный завод. Юрю-занский механический завод и др.). Кроме промышленной продукции значительную часть перевозимых грузов составляют добываемые на этой территории железная руда, бокситы, флюсы.
Златоустовское автотранспортное предприятие (ООО «АТП») — одно из самых из самых значительных в горнозаводской зоне Южного Урала. Сегодня оно занимается внутригородскими и междугородными пассажирскими перевозками, ещё более широк спектр грузовых перевозок АТП — от внутригородских до международных (Германия, Италия, Испания, Швейцария). Автобусный парк составляет 149 машин, в числе которых 32 автобуса малой вместимости и повышенной комфортности. АТП обслуживает 13 городских маршрутов, 3 — пригородных и 4 междугородных. В 2003 году автобусами АТП было перевезено 50,3 млн пассажиров (свыше 137 тыс. в день в среднем). В грузовом парке АТП числится 226 машин, занятых грузовыми перевозками (в т. ч. международных рейсах) задействовано 16 тягачей грузоподъёмностью 25 тонн и 75 еврофур с объёмом кузова до 90 кубометров.
Одним из основных предприятий, осуществляющих внутригородские перевозки является Златоустовское трамвайное управление (МУП ЗТУ). В настоящее время движение организовано по 2 маршрутам: № 1 - «Машиностроитель-университет» (30,5 км), № 3 - «Площадь Металлургов-вокзал» (18,8 км). На пассажирских перевозках задействовано 80 вагонов, оборудованных радиосвязью. В 2003 году златоустовский трамвай перевёз 48,7 млн пассажиров (в среднем более 133 тыс. в день). Следует сказать, что из-за сложного горного рельефа города профиль трамвайных путей в Златоусте является самым сложным в России. От городской площади до проспекта Гагарина златоустовскому трамваю буквально приходится карабкаться по горе, не менее сложен участок от площади металлургов до конечной остановки маршрута № 1 в районе металлургического завода.