Этимологические версии оронима «Таганай»
В объяснении оронима «Таганай» обычно довольствуются самой популярной и традиционной версией: Таганай — «Подставка Луны», иногда «Опора Луна», где таган — «подставка, треножник», а ай — «луна». Действительно, «таганом» называли подставку для котла, которую помещали над огнем. (Не отсюда ли монгольский антропоним Тогоной -«принадлежащий котлу»?)
Лексема ай, может быть переведена не только как «Луна», в пратюркских языках ай означает «Свет», «Благодать». Слово «Ай» относится к одному из распространенных эпитетов Бога. В более поздней — мусульманской культуре Месяц-Ай (заметьте: Месяц, а не Луна) является главным символом-атрибутом Аллаха. Мусульманский «полумесяц со звездой» интерпретируется как «рост, наполнение благодатью от Звезды». Позднее слово ай в тюркских языках стало означать не только «светлый, благодатный, божественный, исключительно красивый», но и «лунный», а точнее «месяцеподобный».
Однако специалисты по тюркской топонимике считают, что ороним «Таганай», следует переводить не «Подставка Луны», а наоборот: «Лунная подставка» или «Подставка-Луна». Действительно, в восточных языках последующее слово «означивает» предыдущее, в этом проявляются различия порядка чтения: европейского — слева направо и азиатского — справа налево. Но в нашем случае имеет ли это какое-то значение? Если мы с данной поправкой будем читать: «Светлая подставка» или «Подставка света», «Божественная подставка» или «Опора Бога», то сильно ли исказим смысл? При переводе же всегда производится адаптация к нормам другого языка.
Существуют и другие этимологические гипотезы оронима «Таганай». Одна из них выводится из древнего языка кетов (или хеттов?), от слова тугыннынг — «гребень». Тогда значение «гребень» в отношении скалистых массивов будет равнозначно термину «Камень».
Вторая гипотеза принадлежит Г. Е. Корнилову (см. «Краткий топонимический словарь В. А. Никонова). «Таганай» он связывает с башкирским тауган ай тау — «гора Молодого Месяца» или «Восходящей Луны гора». Что ж, очень красивое смысловое наполнение, тем более что этот вариант закреплен и в тюркских антропонимах: Таганай, Туганай — «Родившийся Месяц» (или «Родившийся Свет»). В их основе туган (тюркск.) — «родственник, родной». Но выстраивать этимологию от данного слова не имеет смысла, поскольку оно более позднее и вторичное к дотюркскому «Таганай». Значение «родной» в отношении горного массива может быть использовано лишь в качестве эпитета, но никак не основное.
Версия Г. Е. Корнилова интересна и с точки зрения мусульманской символики: Таганай — «Родившийся Месяц», а точнее «Растущий Месяц-Свет»; и в обще мифологическом смысле — как рождение чего-то нового. Однако считать его версию основной расшифровкой оронима вряд ли уместно, скорее это дополнительная конкретизация, «развертка» исследуемого имени.
Слово «Таганай» принадлежит к древнему — пратюркскому лексическому фонду. В его корневые основы входят три семы: таг(даг) -«камень», ан — «небо, верх», ай — «свет», т. е. «Светлый Небесный Камень».
В древних арабских языках Таг, Таган — Владыка, Господин, Тагийя — Владычица, Госпожа. Последний, кстати, был эпитетом богини АлЛат. А в славянской мифологии встречаем имя жены бога Солнца Ярилы — Тайя Ярина (Госпожа-Богиня Ярина). У пеласгов «Таг» — обозначал верховный титул правителя. В пратюркской традиции, например, в алтайской мифологии у Верховного бога Ульгеня один из сыновей — Бах Таган, а позднее он уже — Пак Каган. Древняя форма «Таган» породила варианты: Каган, Коган, Чохан, Хан.
Любопытно, что в этрусской мифологии «Таг» — имя ребенка-Пророка, сына Юпитера, который предсказывает будущее. Иногда его называют «подземным Гермесом», поскольку таг с греч. — «земля». Также, книга предсказаний у этруссков называлась «Таг».
Все это очень занимательно, но каким образом, башкирская мифология может сближаться с этрусской традицией? Дело в том, что этнические корни этрусков, давших начало латинской культуре, ученые производят от скифо-сарматских племен, а кто-то просто скажет: «от русских». И не случайно, наверно, Волчица — главный символ на знамени Тюркского Каганата, оказалась и главным символом Рима. У башкир есть легенда о происхождении их родов от Волчицы, и в римской мифологии есть миф о Волчице, вскормившей Ромула и Рема — основателей Рима. Сегодня имеются уже и археологические подтверждения близости культурных корней древних арийских народов, живших на территории Южного Урала и этрусско-римской традиции. Интересные результаты дают и сравнительные лингвистические исследования.
Если принять во внимание этрусский вариант, то наш Таганай вполне можно назвать «Гора Пророка, льющего Свет-Ай» или «Светлый Небесный Пророк», Какие устойчивые божественные характеристики постоянно связаны с этим оронимом! Не случайно наверно Таганай привлекает столько разных пилигримов мистико-астрологической ориентации. А Павел Глоба, побывав на Таганае, назвал этот горный комплекс святым местом, местом связи с Высщим Разумом.
Сохранилось предание о том, что раз в сто лет, когда зацветает папоротник красным цветом, у подножья Таганая открывается земля, оттуда выходят старцы-пророки и предсказывают будущее. Так что наш Таг-Таганай вполне можно называть «Горой-Пророком».
Итак, ороним «Таганай» имеет основные значения: «Светлый Небесный Камень», «Владыка/Господин Неба или Владыка Небесного света», «Небесный посланник-Пророк, льющий Свет-Ай», «Подставка Света», «Треножник/опора Бога», которые по смыслу не противоречат друг другу.
Смысловой оттенок «подставка-треножник» отражает устойчивость опоры и триединство, что может быть дополнительной характеристикой «Владыки Света». Символ божественной троичности или Троицы присутствует во многих культурах: Уран, Кронос, Зевс — у греков; Юпитер, Нептун, Плутон — у римлян; Брахма, Шива, Вишну (у индусов); Ахура-Мазда, Митра, Варуна — у ариев; Святой Дух, Отец, Сын — у христиан.
У Гомера встречается описание, как Одиссей и аргонавты, плывущие за священным Золотым Руном, обращаясь к богам, «ставили треножник» из трех огней. Наш Таганай тоже имеет три божественных ипостаси — три основных хребта: Большой, Средний, Малый. А значит, вполне оправдывает свое теофорное имя.
Значения: «Гора Восходящего Месяца/растущего Света» или «Гора Родного Месяца-Света», т. е. самая близкая, важная для нас — являются оригинальной дополнительной конкретизацией смысловых оттенков столь мощного и многозначного нонима «Таганай».
Какое из значений взять как основное — решать вам. Но мне представляется, что самым «сильным» будет «Владыка Света», поскольку именно с Таганая в Златоусте начинается рассвет.
Что же касается отдельных вершин Таганая: Двуглавой, Откликного, Круглицы, то их названия являются довольно «слабыми» и скорее вторичными, вместо утраченных. Поскольку общий ороним «Таганай» — очень яркий и мощный, предполагает однопорядковые названия и у отдельных вершин. Но видимо, их истинные сакральные имена мы уже не узнаем никогда. Особенно жаль, что такая потрясающе красивая и величественная гора Круглица, которая, по сути — Сердце Таганая, обозначена сегодня «профанным» или «народным», названием, скрывающим глубинный смысл.
Но остались почти неискаженными оронимы «Юрма» и «Ицыл». Юрма, упоминаемая в сказе С. Власовой «Маланьин спор», охарактеризована там, как «мать земли нашей», дающая вечную жизнь, молодость и красоту. Действительно, буквальный перевод слова «Юрма» — «Мать Света» (Юр — «Свет», ма — «Мать»).
Ороним «Ицыл» — ранняя форма «Иссыл», переводится: «Истекающий Свет» или «Отрог Света». Это название дано значительно позднее, чем название Юрмы, поскольку вместо древнего корня Ур/Ар, обозначающего «Свет», используется уже иной корень: ыл/ил/ал/эл. Сема «Ай»-«Свет», входящая в анаграмму «Таганай» относится к языку, промежуточному между архаическим языком, где «Свет» обозначался корнем «Ур» и более поздним языком, где использовался корень «ыл/ал». Отсюда можно сделать вывод, что ороним «Таганай» относительно поздний, и ранее видимо назывался иначе.
В этой связи интересны имена речек Таганая: Тесьмы и Киалима. Гидроним «Тесьма», точнее Тасма (старая форма произношения) расшифровывается: тас — «камень», ма — «ключ, родник» жен. рода, т. е. «Каменный родник/речка» или «Родник/речка из Камня». А гидроним «Киалим»: ки — «земля», ал — «свет», им — «ключ, родник» муж. рода, т. е. «Родник Света земли». Сравните с речками «Кыл» у хр. Нургуш. Так что наши знаменитые таганайские реки имеют самые традиционные для горных речек названия. Но «Киалим» отражает также «светлую» характеристику «Владыки Света» — Таганая.
Возможно, Владыка Света и есть тот бог Агни из «Ригведы», который охраняет «Семиглавого». Семь основных вершин Таганая: Двуглавая, Средний Таганай, Малый Таганай, Откликной гребень, Круглица, Ицыл, Юрма — очень показательная и яркая черта.
Но к Таганаю приложимы и характеристики мифологической горы Меру из «Махабхараты». Его вполне можно назвать центром семи земель (возвышающихся островов) и узлом семи хребтов. Поскольку вокруг Таганая есть эти семь хребтов: Урал-Тау, Уреньга, Ильмены, Назьминский хребет, Липовые горы, Карабаш и горы близ Александровки.
Является ли наш Таганай — «Владыка Света» легендарной вершиной Рипы или воспетым индусами златоглавым Меру сегодня трудно сказать. Только скрупулезный анализ древнеарийских источников может помочь сделать более точную идентификацию.
Л. Канаева