Особенности и достоинства булата
Характерной особенностью булатной стали является наличие узоров (рисунка) на ее поверхности. Отсюда и название харалужная — цветистая.
Тщательное изучение Аносовым различных типов булата позволило ему дать впервые описание рисунков на булатах, классифицировать их и установить определенную зависимость между характером рисунка и свойствами металла. На некоторых булатах узоры были видимы невооруженным глазом, сразу после полировки; на других узоры появлялись только после травления соком растений или органическими кислотами.
Узор мог быть крупным или мелким. «Опытные азиатцы» считали, что чем крупнее и яснее узор, тем выше качество металла. Исследования Аносова подтвердили правильность этой точки зрения. Крупным считался узор, когда он, по определению Аносова, достигал толщины нотных знаков; мелким, когда его все-таки можно было обнаружить невооруженным глазом. Лучшее представление об узоре булата дает фотография с одного из клинков Д.К. Чернова.
Промежутки между узорами — грунт или фон — бывают разного оттенка и так же зависят от типа булата, как и еще одна его особенность — отлив поверхности стали. Грунт или фон могут быть серыми, бурыми или черными: чем темнее был грунт, тем выше оценивал Аносов достоинства булата. Отлив поверхности булата может быть от красноватого до золотистого цвета; чем ближе цвет к золотистому, тем выше считалось качество булата.
Шпажный клинок из златоустосвкой стали работы известного мастера И. Бушуева. В овале - крылатый конь. На обухе надпись: "И. Бушуев. Златоуст. 1826 г.".
В качестве «технологических проб» для оценки качества булатных клинков в древние времена служили:
звон: — чем чище звон, тем выше качество стали;
острота кромки: — при испытании кромки булат Должен рассекать на лету шелковый газовый платок;
стойкость лезвия: — при разрубании железного прутка булат не должен получать зазубрин;
упругость: — сгибание не должно давать излома и остаточной деформации.
Восточные мастера показали не только высокое искусство изготовления булата, но и высокое мастерство подделки под булат.
Искусственный или, по Аносову, ложный булат изго-товлялся путем сварки (сварной булат) сталей различного типа, мягких и жестких, с последующей их ковкой. Сварочный булат тоже имел красивые узоры, но «опытный глаз,— говорил Аносов,— не затруднится распознать искусство».
В древние времена сварочные булаты были довольно высокого качества. Изготовление сварочного булата было развито, главным образом, в Индии, Турции и Грузии.
Западноевропейские мастера — итальянские (Милан) испанские (Толедо) и немецкие (Золинген) — пытались перенять именно способы изготовления ложного булата и совершенствовать их. Но европейские сварочные булаты не приобрели сколько-нибудь заметной известности, так как европейские мастера больше внимания уделяли красоте ложного узора, чем качеству стали. Вот почему «сварочные золингеновские булаты, хотя и имели красивые узоры, не имели качества булата».
Материал взят из книги: Богачев, И.Н. П.П. Аносов и секрет булата // МАШГИЗ. - 1952. - 143 с.