Тайна булата - Глава 5 - Аносов: повесть о русском металлурге
Тысячелетия длится соперничество народов в искусстве варить и обрабатывать сталь. Особый интерес народов Запада и Востока во все времена вызывала булатная сталь. Что это за вид материала?
По-персидски булат означает «сталь». Иногда булат называли также дамасской сталью. Родиной булата считается Индия. Индусы славились производством стали и выковкой мечей.
Большой интерес представляет перевод минералогического трактата «О железе», принадлежащего перу средневекового энциклопедиста Бируни. Автор трактата делит черный металл на четыре вида: кричное железо — «нормохан», сырцовую сталь или уклад — «шапуркан», чугун — «дус» и тигельную сталь — «фу-лад». Под словом «фулад», или в русской транскрипции «булат», подразумевается вообще сталь.
В русских литературных памятниках слово «булат» впервые встречается в «Слове о полку Игореве», а также при описании доспехов русского воинства и «Хождении за три моря» Афанасия Никитина.
Несмотря на многовековое знакомство с восточными булатами, европейские мастера обладали весьма скудными и неясными понятиями о том, что такое булат, о методах производства его, свойствах и механических качествах.
Не остались равнодушными к булату и высшие правители России. Они не жалели средств на покупку булатного оружия и готовы были хорошо оплатить секрет производства булата.
Неудивительно, что когда наместник царя на Капказе граф Паскевич-Эриванский отыскал мастера, некоего Кахрамана Елиазарова, будто бы знавшего секрет производства восточной стали, то министр финансов Канкрин тотчас распорядился закупить у него оружие.
Елиазаров не мог предложить готовой продукции, но согласился за короткий срок изготовить оружие высшего качества. Цену он назначил очень высокую — 160 червонцев за клинок. Канкрин знал, что Елиазаров дорого запросит, и он, обычно страшно скупой, на сей раз решил ни перед какими затратами не останавливаться. Он писал Паскевичу, что покупка должна быть совершена, невзирая на цену.
Сделанное Кахраманом Елиазаровым оружие царю очень понравилось, и Паскевичу предложили договориться с тифлисским мастером о том, чтобы тот научил русских мастеров делать такое оружие.
Елиазаров сначала наотрез отказался передать кому-либо свое мастерство и лишь после долгих торгов согласился за значительную плату взять несколько учеников.
В Тифлис отправили четырех мастеров из Златоуста— двух русских и двух иностранцев. В учении у Елиазарова они пробыли два года.
После окончания учения мастера приехали в Петербург. Министр хотел лично от них узнать, каких успехов они достигли, оправдались ли расходы.
Оказалось, что Кахраман Елиазаров секрета булата не знал, своих учеников он водил за нос, и в конечном счете вынужден был признаться, что настоящие булатные мечи можно делать лишь из индийского железа. Но что такое индийское железо и чем оно отличается от уральского, Елиазаров объяснить не мог. Он умел разрисовывать клинки, однако, русские мастера могли с ним в этом искусстве поспорить.
Именно в это время Аносов начал свои опыты получения булата. До Петербурга весть об этом дошла окольным путем, от известного ученого, естествоиспытателя и путешественника Александра Гумбольдта, который колесил тогда по России.
В одном из писем Канкрину он сообщил, что в день своего 60-летия в Златоусте он получил чрезвычайно ценный подарок — меч, выкованный из булата. А получен этот булат по способу, открытому инженером Аносовым. На клинке явственно видны красивые желтоватые узоры, что является несомненным свидетельством, что это подлинный булат.
Письмо Гумбольдта Канкрину пришло вскоре после того, как стали известны результаты исследования булата, проведенные английским физиком Фарадеем. По его мнению, узоры булата будто бы образовываются от прибавления к стали платины.
Так не применить ли уральскую платину для организации производства булатной стали? Канкрин поспешил поручить производство таких опытов Аносову. В тот же день главному начальнику заводов хребта Уральского было дано предписание: поручить смотрителю оружейной фабрики в Златоусте П. П. Аносову лично провести опытные плавки стали с прибавлением платины для получения булата по способу Фарадея.
В своем сочинении о булатах Аносов рассказывает, что его заставило заняться поисками «тайны булата»:
«В Азии булаты с незапамятных времен не выходят, так сказать, из моды и сохраняют постоянную ценность, подобно благородным металлам. Азиатцьт, хотя отставшие от нас в просвещении, не могли ошибаться в продолжении многих веков в истинном достоинстве каждой вещи, приобретаемой за дорогую цену. Они охотно платят за лучшие клинки по 100 и более червонцев.
...Эти соображения, лет за двенадцать перед сим, заставили меня верить более мнению о булатах, переданному нам древними, нежели точности химических разложений. Собрав несколько образцов, я старался определить относительное их достоинство различными испытаниями, посредством которых я скоро мог заметить, что при некоторых видоизменениях узоров булат очевидно тверже, но не хрупче стали, следовательно, лучше ея. С тех пор я принял намерение опытами доискиваться тайны приготовления булатов...
Россия, богатая железными рудами различного свойства, не бедна и искусными руками; ей недоставало только совершенства в общеупотребительном материале — в стали, а это есть булат».
Так, уверенный в способностях русских людей, в своих силах, Аносов приступил к опытам по раскрытию тайны булата, которую до него безуспешно пытались постичь крупнейшие ученые многих стран.
В начале XIX века в научном мире не было единодушия в оценке булата. Известный шведский ученый-металлург Карстен относился к булату весьма скептически.
«Какую бы цену ни приписывали булату по узору, она ничего не доказывает в пользу качества металла,— писал Карстен,— напротив того, можно утверждать, что лучшая и наиболее однородная сталь есть именно та, которая наименее способна принять узорчатую поверхность».
Карстен и другие металлурги того времени не придавали значения вестям о достоинствах азиатских булатов, которые привозили бывавшие на Востоке путешественники. Эти ученые считали рассказы очевидцев сильно преувеличенными.
Однако среди ученых были и сторонники другого мнения. Шведский металлург Ринман утверждал, что узоры булата происходят единственно от сваривания стали и железа разной твердости, а различие узоров зависит от способа сваривания.
Француз Бертье принимал за булат хромистую сталь. Другой французский ученый — Бреан — склонен был отнести причины появления узоров на булате за счет того, что этот род стали содержит повышенное количество углерода.
Не найдя научных объяснений образованию узоров на булатной стали, некоторые ученые готовы были согласиться с тем, что секрет булата связан с влиянием на железо различных, неизвестных им, прибавок.
Молодой исследователь Аносов (когда он начинал свои опыты, ему не было и тридцати лет) пришел к убеждению, что за узорами булата кроется целый мир, в который еще никто не мог проникнуть, который никто по-настоящему и не пытался разгадать.
Аносов не ожидал, однако, легких успехов, он знал, что путь к этой тайне лежит через долгие и настойчивые исследования.
Тщательно разработал Аносов план исследований. Составил он его в результате глубокого изучения литературы и критического осмысливания основ применявшейся в то время технологии производства стали.
Прежде всего Аносов решил узнать, какие бывают булаты, чем они отличаются один от другого, какие из них лучшие. Знаний, которые он в свое время почерпнул из описаний разных путешественников по Востоку, было явно недостаточно. Аносову надо было своими глазами увидеть различные сорта и виды булата, изучить их. И он начал «охотиться» за булатами, искать образцы разных клинков.
В России было немало знатоков и коллекционеров, превосходно знавших все виды и сорта булата, разбиравшихся в узорах, умевших установить подлинность булата.
Аносов стал искать знакомств с обладателями булатных клинков, начал с ними переписку. В это же время он завел связи и с киргизами. Они доставляли ему ценные клинки.
Вскоре у Аносова образовалась довольно большая коллекция. Он научился отличать настоящий булат от ложного, на котором узоры наводились рисовкой и травлением. Такие подделки под булат в течение многих веков производили в Сирии, Турции, Грузии.
И в Европе изготовляли сварочные булаты. Европейские мастера заботились прежде всего о внешнем виде клинка, о том, чтобы на нем получались узоры.
Изучая разные образцы булата, которые ему удавалось достать, Аносов все более убеждался в том, что, как бы совершенны ни были так называемые сварочные булаты, они ни при каких условиях не могут идти в сравнение с настоящими. Настоящий булат отличается от сварочного неподражаемостью расположения в нем узоров, что зависит прежде всего от состава металла. Кроме того, при переплавке настоящий булат не теряет узора, а лишь претерпевает большие или меньшие изменения в расположении частиц в нем.
Аносов вплотную подошел к основам современного металловедения.
По узору, грунту, отливу Аносов отличал разные виды булата. Он легко мог отличить индийский вуц от табана и кара-табана и тем более от сирийского шама. Данные о всех ставших ему известными видах булата Аносов занес в таблицу, каждому сорту его дал точную характеристику. Вверху таблицы стояли табан и кара-табан, а также индийский вуц, за ними следовали персидский кара-хорасан и хорасан, далее гынды, кум-гынды, нейрис и в конце таблицы шам — сирийского происхождения. Каждому виду булата свойствен свой узор, свой грунт, свой отлив.
Аносов дал точное определение булата.
«Булатами,— писал он,— называется всякая сталь, имеющая узорчатую поверхность; на некоторых булатах узор виден непосредственно после полировки, а на других не прежде, как поверхность ея подвергается действию какой-либо слабой кислоты. Сок растений или уксус, приготовляемый из пива, может заменить кислоту. Обнаруживание узоров называется вытравкою.
Узоры на стали могут быть весьма различны; но не всякая сталь с узорами должна быть названа булатом. На обыкновенной стали рисовкою и травлением наводят иногда узоры, подобные булатным; но как бы тщательно они сделаны ни были, опытный глаз не затруднится распознать искусство, не зависящее от свойства стали. Такие булаты называются ложными.
Другой род булатов имеет хотя искусственные узоры, но заключающиеся в самом металле, так что сколько бы раз ни повторять полировки и вытравки, оне снова появляются. Эти булаты известны под именем искусственных или сварочных. Они получаются чрез многократную сварку как различного рода стали между собою, так и с железом. Достоинство сих булатов может быть различно и зависит частию от качества первых материалов, частию от искусства мастеров».
Лучшими по своим качествам считались булаты со сложными, переплетающимися рисунками на темном, иссиня-черном грунте. При наклонном падении лучей такие клинки давали явственно золотистый отлив.
У Аносова не было сомнений в том, что между внешним видом этих булатов и внутренним строением металла имеется органическая связь.
Но в чем она? В химическом ли составе или в чем-то ином — этого еще не знал никто. Аносов понимал, что ответ на этот вопрос ему смогут дать только терпеливо проведенные опыты, научные исследования.
Секрет булата он мог открыть у себя в цехе, а не где-то на Востоке.
Аносов продолжал изучение различных образцов булата и в то же время предпринимал опытные плавки. Он поставил себе целью — проверить взгляды своих современников на причины образования узоров и особых качеств, присущих булату. Вторая фаза опытов была посвящена исследованию различных факторов, которые могут оказать влияние на образование рисунков,— условий кристаллизации, влияния разных примесей и т. д.
Аносов поставил себе цель — разработать законченный технологический процесс выплавки булата и тем самым снять завесу с «тайны булата».
Исследователь отдавал себе ясный отчет в том, как трудна эта задача; он писал, что предпринятое им дело напоминает «океан, который надлежало переплывать многие годы, не приставая к берегу и подвергаясь различным случайностям».
Материал взят из книги: Пешкин, И.С. Аносов: Биогр. повесть о рус. металлурге. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1987. - 207с.