До основания разрушен Свято-Троицкий собор в Златоусте
Богослужения в Свято-Троицком соборе продолжались в течение 86 лет, до начала января 1929 года. В конце 1928 года в Златоусте широко развернулась антирелигиозная кампания, и вполне понятно, что главным образом она была направлена против основного христианского храма Златоуста — Свято-Троицкого собора. Местная газета «Пролетарская мысль» чуть ли не в каждом номере печатала резолюции собраний и отдельные письма, призывающие закрыть собор. Златоустовский окружком ВКП (б) обратился с просьбой о закрытии собора в вышестоящие инстанции. Малый президиум Уральского облисполкома 28 января 1929 года постановил: «Ходатайство Златоустовского окружкома о закрытии собора и использовании здания для культурно-просветительских целей удовлетворить». Так в начале 1929 года прекратились службы в СвятоТроицком соборе и навек умолк малиновый звон его колоколов.
Было решено занять здание собора под экспозиции краеведческого музея. В марте 1929 года состоялось заседание «комиссии по ликвидации собора», где обсуждались вопросы ремонта здания, однако «учитывая слабость местного бюджета» в ремонте было отказано. Директору краеведческого музея М. Ф. Шестопалову предложено в срок до 15 апреля развернуть экспозиции в здании собора. Переезд был поспешным, поскольку руководство педагогического техникума, в комнатах которого были размещены экспозиции, срочно требовало освободить помещения под учебные классы. Музейные выставки заняли центральную часть собора и оба придела. В номере за 1 мая 1929 года «Пролетарская мысль» сообщала, что «сегодня распахнутся двери музея, переведенного в здание бывшего собора». В экспозициях была большая коллекция клинков (располагалась с левой стороны), коллекции минералов, в числе которых экспонировалась и точная копия знаменитого золотого самородка «Большой треугольник», найденного в Миассе в 1842 году; в центральной части располагалась огромная карета, в которой по преданию путешествовал по Уралу один из российских императоров. Иконы с иконостаса были убраны, но сам он еще оставался целым. Вскоре резко увеличилось число посетителей музея, многие старожилы Златоуста и до нынешних дней вспоминают интересные экспозиции, развернутые в здании собора. Казалось, что теперь уникальному памятнику уральской архитектуры ничего не грозит.
Однако наступление на собор продолжалось. Интересная подробность — московский Храм Христа Спасителя был взорван уже в 1931 году, златоустовский Свято-Троицкий продержался еще немного. В 1932 году была разобрана колокольня, которую предписывалось снести еще в 1929 году, а в мае 1933 года власти приняли решение о переносе музейных экспозиций в бывший дом горного начальника (Златоустовский краеведческий музей с 1933 года и поныне располагается в этом здании). После того, как музей переехал на новое место, энтузиасты-антирелигиозники во второй половине 1934 года приступили к слому здания бывшего Свято-Троицкого собора. По некоторым свидетельствам очевидцев не обошлось при этом и без несчастных случаев: кое-кто из разрушителей, не рассчитав свои силы, упал вниз, когда разбирали купола собора. Многие пожилые златоустовцы крестились и сокрушенно вполголоса ворчали: «Это их, охальников, Бог наказал!». Впрочем, говорят, что люди эти были не коренными златоустовцами. Основную часть здания собора взрывали, при этом взрывные работы проводились или рано утром или поздно вечером. К ноябрю 1934 года от прекраснейшего Храма не осталось и следа. Так завершилась почти столетняя история златоустовского Свято-Троицкого собора.
В 1934 году на месте, где стоял собор, предполагалось построить цирк (?!) на 2500 мест. Но на такой масштабный проект не хватило средств, и он так и остался на бумаге. Позднее по тому месту, где некогда стоял собор, прошло новое русло речки Громотухи, которую спрямили и направили в городской пруд...
Сегодня златоустовский Свято-Троицкий собор можно увидеть только на многочисленных открытках и фотографиях конца XIX — первой трети XX века, а вот местному краеведу и коренному златоустовцу А. А. Чепурову этого показалось мало, и несколько лет назад он сделал макет собора, подарив его заводскому музею. В последние годы архитекторами Златоуста разработано несколько проектов реконструкции исторической части города, в которых предусматривается и восстановление Свято-Троицкого собора. В минувшем, 1999 году, начальник инспекции по охране памятников городского управления архитектуры О. В. Попова на основе изучения архивных документов сделала точную архитектурную привязку собора к современному плану городской площади. Может быть, и Свято-Троицкий собор когда-нибудь восстанет из праха подобного своему московскому ровеснику. Хотя, честно говоря, верится в это с большим трудом.