Музыкальный Златоуст
Без особого преувеличения можно сказать, что музыка, в образе ли тихой песни, в образе ли бурной симфонии ипи бравурного марша, всегда с нами: от рождения до смертного часа. Поэтому трудно сказать, когда пришла музыка в Златоуст. Наверное, с самого начала — когда первостроители Златоустовского завода у вечернего костра пели протяжные, так трогающие русскую душу народные песни.
Не сохранилось особых документальных свидетельств о музыкальной жизни Златоуста в первой половине XIX века, но, наверное, в доме горного начальника устраивались балы, не обходились без музыки на своих праздниках и мастеровые завода.
Особо следует сказать о церковной музыке — с постройкой в 1842 году Свято-Троицкого собора (крупнейшего на Южном Урале), при нём был создан большой соборный хор, пение которого, по свидетельствам очевидцев, «хватало за душу».
В конце XIX века своеобразным центром музыкальной жизни города был дом и сад купца 2-й гильдии А. И. Сорокина. В саду часто проходили большие гуляния с музыкой и танцами, выступал любительский хор под управлением Н. К. Тимофеева. А в сорокинском доме местным оркестром под управлением Раховского устраивались вокальные вечера. В районе Нижнего завода (там, где сейчас спорткомплекс «Металлург») был ещё один сад — купца Видинеева — с открытой эстрадой и танцевальной площадкой. Устраивались концерты и в здании Арсенала, где в марте 1891 года впервые с сольными номерами выступал Фёдор Шаляпин, будущий великий русский певец, а тогда худой нескладный юноша. В Златоусте было два духовых оркестра, народный хор, в котором пели рабочие завода.
Свои духовые оркестры были и у воинских частей, в разные годы расквартированных в городе. Капельмейстер оркестра 214-го Мокшанского полка капитан И. А. Шатров написал в Златоусте свой знаменитый вальс «На сопках Манчжурии». Произошло это в мае 1906 года, вскоре после возвращения Мокшанского полка с русско-японской войны в Златоуст, где полк базировался и до войны. Вскоре вальс Шатрова, первоначальное авторское название которого звучало как «Мокшанский полк на сопках Манчжурии», зазвучал на всю Россию с граммофонных пластинок. Особую популярность он приобрёл в годы Великой Отечественной войны, впрочем, и сегодня вальс «На сопках Манчжурии» не забыт — он появился в сборниках песен на компакт-дисках, в свой репертуар его включил и известный певец Дмитрий Хворостовский.
После революционных событий 1917 года и гражданской войны, уже в октябре 1919 года при уездном отделе народного образования создаётся подотдел искусства, включавший секции: музыкальную, хоровую, театральную и изобразительных искусств. Вновь играет духовой оркестр, реорганизованный теперь в государственный (в нём 25 инструментов). В марте 1920 года открываются музыкальные курсы (заведующий Ю. А. Насберг) с классами: рояля, виолончели, сольного пения, народных регентов, хора, теории музыки, общей музыкальной подготовки. Занятия на курсах были бесплатными. В ноябре того же года заработала музыкальная школа по классам: пианино, виолончели и хоровое пение.
С конца двадцатых годов в Златоусте жил И. С. Зайцев, в будущем — известный уральский фольклорист. Работая на Златоустовском механическом заводе, Зайцев увлёкся собиранием народных песен и частушек. Молодого фольклориста заметила побывавшая в 1936 году в Златоусте в составе фольклорной экспедиции Н. Я. Брюсова (сестра известного русского поэта В. Я. Брюсова, исследовательница народного музыкального творчества). В 1937 году записи песен о гражданской войне на Урале, сделанные И. С. Зайцевым, публикуются в московском журнале «Народное творчество», в сборнике «Сказы, песни и частушки», вышедшем в Свердловске. Всю свою последующую жизнь И. С. Зайцев посвятил русской народной песне: с 1943 года он становится директором Челябинского областного дома народного творчества, а несколько позднее организует в Челябинске хор русской народной песни.
В начале 1930-х годов в Златоусте, в коллективе «живой газеты» клуба металлистов, делает первые шаги в музыке Б. Д. Гибалин. Здесь он получил путёвку в Свердловское музыкальное училище, после окончания которого по классу композиции стал профессиональным музыкантом и композитором. В послевоенные годы Б. Д. Гибалин художественный руководитель Свердловской филармонии (1948—1959) и Уральского народного хора (1959—1962), а с 1963 года — ректор Уральской консерватории. Среди многих музыкальных произведений Гибалина и популярная на Урале песня "Зовет гора Магнитная".
В 1930-е годы на сцене злато-устовского театра работали профессиональные музыкальные коллективы: 2-я государственная опера Урала, в репертуаре которой было 2 балета и 17 опер (1932 год), Челябинский областной театр музыкальной комедии под руководством Б. Д. Ахматова (1933—1937).
В июне 1940 года в Златоусте открылась музыкальная школа для детей, рассчитанная на 40 учащихся (классы рояля и скрипки). С началом Великой Отечественной войны (в августе 1941-го) эта школа была закрыта и вновь начала работать в 1944 году. С 29 октября 1942 года в помещении драмтеатра в Златоусте начались гастроли Государственного академического симфонического оркестра Союза ССР — главного оркестра страны. Концерты открывались исполнением Седьмой («Ленинградской») симфонии Шостаковича, ставшей в годы войны символом борьбы и сопротивления.
Во время войны в Златоусте родилась песня «Голуби» о подвиге ростовского школьника Вити Чере-вичкина, вскоре ставшая очень популярной. Вот что рассказывал об истории появления этой песни зла-тоустовский краевед В. Н. Трусов: «Страстный голубятник, Витя выпускал стаю своих белых голубей там, где находился штаб гитлеровцев, указывая его местонахождение. Фашисты заметили сигналы, схватили и расстреляли мальчика. О подвиге ростовского школьника рассказали фронтовые газеты, радио. Рассказ услышал и Н. Б. Малкин, живший в годы войны в Златоусте. Он написал текст и музыку песни, назвав ее «Голуби». Первым разучил и исполнил песню хор девушек клуба Златоустовского металлургического завода, а потом она зазвучала и на фронтах Великой Отечественной войны».
Интерес краеведа к истории песни не случаен — в юности Владимир Николаевич, учась в Свердловском музыкально-педагогическом училище, был артистом хора Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского, а в послевоенные годы много лет работал преподавателем по классу домры в Златоустовском педагогическом училище.
Любопытно, что в вышедшем в 1995 году сборнике песен «В нашу гавань заходили корабли» (составители Э. Н. Успенский и Э. Н. Филина) песня «Голуби» отнесена к так называемым «уличным», и её автор не указан.
В послевоенные годы музыкальная жизнь Златоуста с каждым годом становилась богаче и насыщенней. Открывались новые музыкальные школы для детей: 1955 год — школа № 2 в Новом Златоусте, 1967 год — школа № 3 в районе вокзала, 1979 год — школа № 4, тоже в Новом Златоусте.
При Дворцах и домах культуры организовывались новые хоры, одним из первых в 1952 году появился хор русской песни в ДК «Победы». Высоким уровнем отличались в те годы хоровые коллективы клуба завода им. В. И. Ленина (руководитель Прохоров) и молодёжного клуба часового завода (руководитель Глембовецкий).
С 1955 года начинается многогранная творческая деятельность Сергея Леонтьевича Антропова. Почти пятьдесят лет он руководил хоровой капеллой ДК завода им. В. И. Ленина (ныне ДК «Булат»), много лет был директором музыкальной школы № 1. Выступления хора под руководством С. Л. Антропова запомнились многим златоустовцам. Автор нескольких песен на слова златоустовских поэтов, активный пропагандист классической и народной музыки С. Л. Антропов был удостоен звания заслуженного работника культуры РСФСР, почётного гражданина Златоуста. Среди его учеников Е. Я. Устинов — певец, заслуженный артист Украины (1980).
В марте 1966 года в городе прошёл первый музыкальный фестиваль «Уральские зори», и в этом же году начал свою работу городской клуб любителей музыки, первые успехи которого вскоре отметил столичный журнал «Музыкальная жизнь». Клуб любителей музыки тесно сотрудничал с литературным объединением «Мартен», итогом этого творческого содружества становились новые песни. В 1971 году в областном конкурсе участвовали со своими песнями С. Антропов («Горы родные, уральские горы», слова 3. Яковлевой), И. Филиппов («Цветку цвести», слова Н. Брауна), A. Танцырев («Вечерний Златоуст», слова В. Черноземцева), Ю. Филиппов («Отдохните, мамы», слова В. Лучков-ского; «Осенняя лирическая», слова В. Макарова). Позднее некоторые песни златоустовцев были опубликованы в сборнике Южно-Уральского издательства «В Урале Русь отражена».
Творческое сотрудничество златоустовских поэтов и композиторов продолжилось и в последующие годы: из песен на стихи Л. Забалуе-ва, П. Серебрякова, В. Черноземцева, B. Глыбовского, В. Бухарцева, С. Соло-женкиной, Ю. Зыкова, С. Дегтярёва, С. Трофимовой, Л. Дугарь, Т. Кулаковой, если их собрать все вместе, получился бы весомый сборник.
В 1970 году при Златоустовском филиале Челябинского политехнического института появился самодеятельный вокально-инструментальный ансамбль «Данко», организованный А. С. Романовым. Двадцать с лишним лет, до 1991 года, выступал на сцене этот творческий коллектив. «Данко» был лауреатом многочисленных городских и областных фестивалей, занимал первые места на Всесоюзном фестивале народного творчества (1976) и Международном конкурсе молодёжной эстрадной песни в Болгарии (1978, золотая медаль). Музыканты ансамбля выступали с концертами перед строителями БАМа, Бурейской ГЭС, моряками Североморска, пограничниками. Внушителен список и зарубежных гастролей златоустовского ансамбля — Болгария, Польша, Перу, Колумбия. Все эти годы работой «Данко» руководил А. С. Романов, ныне заслуженный работник культуры РФ, почётный гражданин города, директор театра «Омнибус».
В семидесятые годы широкую популярность приобретают фестивали авторской песни, традиция проведения которых сохранилась и до наших дней. В разные годы эти фестивали устраивались в районе Чёрной скалы, на Уреньге, в приюте «Таганай» у подножия Круглицы, собирая десятки и сотни поклонников из разных городов России. В свою очередь златоустовцы постоянно участвуют в самом популярном фестивале авторской песни—Грушинском, проходящем с 1968 года в окрестностях Тольятти. Участниками одного из конкурсных концертов были Виктор Белов и ансамбль клуба самодеятельной песни Златоуста. Специального приза 12-го Грушинского фестиваля в 1979 году был удостоен Юрий Зыков за песню «На куйбышевской волне», а ансамбль златоустовской школы № 10 «Гринландия» (руководитель Н. Галавтина) в 1986 году получил приз «Надежда» 13-го Грушинского фестиваля.
В 1990 году получила новое просторное помещение детская музыкальная школа № 3 (в районе вокзала), а в 1991 году открылась музыкальная школа № 5 духовых и ударных инструментов в Новом Златоусте. В этом же году в Златоусте по инициативе самодеятельного композитора и музыканта, лауреата 3-го Всесоюзного фестиваля народного творчества Н. А. Ляпустина в городе был образован клуб гармонистов "Златые горы". Один из членов этого клуба, лауреат первого областного конкурса исполнителей народной песни П. И. Солдатов 1994 году издал сборник своих лирических песен "Гармонь певучая", ставший первым песенником, напечатанном в Златоусте.
Радостная весть пришла в Златоуст в 1996 году — выпускница нашей музыкальной школы № 1, студентка Екатеринбургской консерватории Элина Круглова стала лауреатом Всемирного конкурса пианистов в Италии, проходившего в Агрополе. Такого же успеха в 1999 году добился ученик этой же школы Константин Хан, ставший лауреатом Международного конкурса им. В. Андреева.
Надо сказать, что в числе выпускников музыкальных школ Златоуста немало известных людей: заслуженная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР Н. Ф. Абт-Нейферт; солист Екатеринбургского оперного театра П. П. Зверев; кандидат искусствоведения, профессор Ю. Г. Ястребов; директор златоустов-ского театра «Омнибус» А. С. Романов. Среди уроженцев Златоуста композитор Гельмер-Райнер Синисало, народный артист СССР, лауреат Государственных премий Карельской АССР и РСФСР им. М. И. Глинки.
Каждый год добавляет в музыкальную летопись Златоуста что-то новое. В городе проходят фестивали духовой музыки «Уральские фанфары», хоровой музыки «Поющая весна», зональный конкурс юных пианистов имени Е. Дементьевой и зональный конкурс исполнителей на народных инструментах имени А. Баталова. Златоустовские музыкальные коллективы продолжают успешно выступать на различных сценических площадках, радуя златоустовцев своим искусством.