Кино в Златоусте
Почти одновременно с 260-летием самого города златоустовцы могут отпраздновать и ещё один юбилей — стодесятилетие со дня первого киносеанса в Златоусте, который состоялся в зале Арсенала 24 сентября 1904 года. С этого дня начинается эпоха кино в Златоусте.
Через несколько лет, в 1910— 1912 годах, в городе появились и первые кинотеатры — «Лира» и «Марс», располагавшиеся на центральной площади города (примерно в том районе, где сегодня стоит памятник П. П. Аносову) и принадлежавшие частным владельцам. «Лира» и «Марс» размещались в одноэтажных деревянных зданиях и были рассчитаны примерно на 250 зрителей. Интересный факт: одним из первых решений Златоустовского уездного Совета Народных Комиссаров стало принятое 9—10 апреля 1918 года решение о национализации домов купцов Шишкина, Пучкова и... кинотеатра «Марс». Судьба первых кинотеатров была не очень счастливой— оба горели, их здания впоследствии были разобраны.
Ещё один кинотеатр тех лет — «Колизей» — находился на улице Ключевской (ныне это ул. Калинина) и просуществовал до 1929 года, когда был закрыт, а его здание по распоряжению окружного исполкома передано городскому архиву.
После гражданской войны, в начале 1920-х годов, на Павловской улице (ныне это ул. Аникеева) в здании бывшего оптового склада купца 2-й гильдии Соколова открылся новый кинотеатр. За свою долгую историю (он просуществовал до 1972 года) этот кинотеатр не раз менял имя: «Заря», «Горкино», «Ударник». Именно здесь 22 июня 1931 года златоустовцы впервые увидели звуковой фильм, которым стала историко-революционная кинолента «Златые горы» режиссёра С. И. Юткевича — одна из первых советских звуковых кинокартин.
В 1927 году в Златоусте было три стационарных кинотеатра (два в городе и один на станции Златоуст) и четыре кинопередвижки (две в городе, при клубе им. Парижской коммуны на ст. Златоуст и при клубе металлургического завода). К этому времени, начиная с 1925 года, в городе действовало и агентство Уральского отделения Всесоюзного фотокинематографического акционерного общества «Советское кино» (Совкино), которое занималось прокатом агитационных, художественных и научных фильмов советского и зарубежного производства, а также продажей фото-киноаппаратуры и фотоматериалов.
В 1928 году златоустовцы впервые увидели на киноэкране свой родной город. Всё лето этого года московская кинофабрика «Совкино» снимала в Златоусте документальный фильм «Косотур» о работе доменной печи, который уже осенью демонстрировался в кинотеатрах города.
Поистине золотой век кино в Златоусте начался с окончанием Великой Отечественной войны. Один за другим открывают свои двери новые кинозалы:
• 20 июля 1949 года — кинотеатр им. А. С. Пушкина (в районе Ветлуги, близ современной школы № 17);
• 24 марта 1950 года — кинотеатр им. В. И. Чапаева на 170 зрителей на Чапаевском посёлке;
• 11 января 1956 года — кинотеатр «Урал» с двумя залами («красным» и «синим») на 640 зрителей (на ул. Ленина, в самом центре города).
Проводится реконструкция старейшего к тому времени кинотеатра «Ударник». Весной 1950 года киногруппа центральной студии документальных фильмов приступает к съёмке фильма о сталеварах В. Амосове (Златоустовский металлургический завод) и Е. Гусеве (Московский завод «Серп и Молот»).
Будет уместным рассказать об одном из первых кинематографистов Южного Урала — Григории Ивановиче Печерских, чья судьба на протяжении полувека была связана с нашим городом. Григорий Иванович родился в Кусе в 1897 году, с семнадцати пет работал токарем на заводе в Злоказово, в 1916-м был призван в армию, участвовал в Февральской и Октябрьской революциях. В 1924 году вернулся в родные места: был директором рабочего клуба в Кусе, секретарём, а затем председателем общества любителей кино. В это время Печерских снял свои первые документальные фильмы: «Весенний разговор», «Сплав леса на реке Кусе», «Пожар в Кусе». По направлению «Со-юзкинохроники» он едет в Магнитогорск, где участвует в создании киностудии и снимает документальные киноленты «Правда о Магнитогорске», «Есть чугун», «Третий Магнитогорский май». В 1933 году Григорий Иванович приезжает в Златоуст, где работает директором кинотеатра «Ударник», в драматическом театре, ремесленном училище № 4. В послевоенные годы, работая начальником фотолаборатории машиностроительного завода, Г. И. Печерских организовал здесь любительскую киностудию и в 1957—1970 годах снял 9 (!) документальных фильмов о Златоусте и его людях.
Но вернёмся к золотому веку златоустовского кино. Девятого мая 1962 года в городе открылся первый в Златоусте широкоэкранный кинотеатр «Комсомолец»: в переполненном зале демонстрировался цветной широкоэкранный фильм «Вольный ветер». К этому времени в Златоусте действовали кинотеатры «Урал», «Ударник», им. Чапаева, им. Пушкина, стационарные киноустановки в клубах и домах культуры. В кинотеатрах сеансы начинались с утра (как правило, кинофильмами для детей) и продолжались до позднего вечера — последние сеансы в «Урале» для односерийных фильмов начинались в 21 час, для двухсерийных — в 20.30 или 20.40. В клубах и домах культуры кино чаще всего демонстрировали во второй половине дня. Небольшие кинопередвижки, рассчитанные на показ 16-мм кинофильмов, действовали во многих школах города. Школьникам показывались учебные и документальные фильмы. В те дни, когда в кинотеатрах шли популярные фильмы, особенно кинокомедии, ещё задолго до начала сеансов в кассах выстраивались длинные очереди, а перед самым началом очередного сеанса часто можно было услышать жалобное — «Нет ли лишнего билетика?». Интересная подробность: перед началом показа художественной киноленты, как правило, обязательно демонстрировался документальный киножурнал («Новости дня», «Советский Урал» и т. п.). В город часто приезжали популярные киноактёры, проводились творческие встречи, тематические показы кинофильмов. К примеру, 1 апреля 1967 года в кинотеатре «Урал» состоялась премьера фильмов о Марии Александровне Ульяновой - «Сердце матери» и «Верность матери» - с участием драматурга Исидора Штока, кинорежиссёра Марка Донского, актеров Родиона Нахапетова, Григория Рымалиса.
В 1970-х годах в кинолетописи Златоуста случилось два примечательных события: 31 января 1972 года открылся первый в городе широкоформатный кинотеатр «Космос», а летом 1977 года киностудия «Ленфильм» приступила в Златоусте к съёмкам художественного фильма «Далевое глядельце». Вот что об этом написал в «Златоустовской энциклопедии» Н. А. Косиков, работавший в те годы заведующим городским отделом культуры: «На экраны страны фильм вышел в 1978 г. под названием "Человек, которому везло" и демонстрировался в кинотеатрах города. Фильм отмечен призом 12-го Всесоюзного кинофестиваля (1979 г.). Авторы сценария Г. А. Панфилов и К. В. Ершов, режиссёр — К. Б. Ершов, оператор Д. Д. Месхиев. В главной роли геолога Ишутина, одного из открывателей крупного месторождения бокситов (алюминиевая руда) на Урале, снимался известный артист Георгий Бурков. Один из эпизодов, в котором показана торжественно-траурная церемония открытия мемориальной доски в память об Ишутине, снят около дома № 24а на ул. Ленина.
В эпизоде участвовала актриса Зла-тоустовского драмтеатра Р. Н. Зайцева. По заказу съёмочной группы скульптор В. П. Жариков изготовил мраморный бюст главного героя, барельеф и надпись на мемориальной доске. Сцены с гармонистом и медведем сняты в окрестностях Златоуста при участии Р. Касеева — артиста передвижного цирка, находившегося тогда на гастролях в городе, и его дрессированного питомца».
В эти же годы снимаются цветные документальные киноленты о Златоусте:
«Златоустовскому имени В. И. Ленина — 220» (1974, киностудия Министерства обороны СССР);
«Златоустовская гравюра на стали» (1975, автор сценария О. Триер, режиссёр А. Феофилактов, оператор В. Ресенчук, киностудия Министерства обороны СССР);
«Златоуст — уральский самородок» (1976, сценарист П. Гуревич, режиссёр Б. Урицкий, Свердловская киностудия);
«Уральский городок» (1979, сценарист и режиссёр С. Марков, Свердловская киностудия).
Одновременно в эти же годы закрывается старейший кинотеатр города «Ударник» (1972), исчезает в начале 1970-х с карты Златоуста кинотеатр им. Пушкина (сейчас на этом месте школьная спортплощадка).
Но закат кинопроката в Златоусте начался в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Связан он был с вполне объективными причинами: широким распространением видеотехники. К концу 1980-х кинотеатр «Комсомолец» переходит только на вечерний кинопоказ, а вскоре прекращает свою работу вообще. Во второй половине 1990-х годов в последний раз демонстрируются кинофильмы в «Урале». Сегодня кино регулярно показывается в ДК «Победа» машиностроительного завода. Для «Космоса» судьба оказалась более счастливой — по инициативе администрации города здесь проведена широкомасштабная реконструкция. Сегодня «Космос» — это современный, отвечающий всем техническим и дизайнерским требованиям, кинотеатр.
Несмотря на сложные времена в конце XX века продолжалось развитие златоустовской кинодокументалистики. В 1990—1992 годах снимаются документальные фильмы о крупнейших предприятиях города:
• «100 лет в пути: к 100-летию со дня открытия ж.-д. линии Уфа—Златоуст» (1990, режиссёр В. Булах, Свердловская киностудия);
• «Ровесник: к 90-летию металлургического завода» (творческая группа объединения «Антарес», Свердловск);
• «Златоустовское ПО «Булат» (1992, сценарист О. Гриер, режиссер В. Микеладзе, оператор А. Минаев, киностудия «Экофильм»).
Своеобразной итоговой работой этих лет стала кинолента «Златоуст», снятая к 240-летию города творческим объединением «Интерхрон» киностудии им. М. Горького. В состав творческой группы этого фильма входили О. Гриер, А. Минаев, В. Микеладзе, М. Тарынин. В кинофильм включены кадры кинохроники 1930-х—1950-х годов.
В 1990 году на Свердловской киностудии проходили съёмки художественного фильма «Я объявляю вам войну» (автор сценария В. Черных, режиссёр Я. Лапшин, в главной роли — Николай Ерёменко-младший). В центре киноповествования судьба офицера-"афганца", решившего вступить в борьбу с коррупционерами в своём родном городе. Один из эпизодов этого фильма снимался на новом златоустовском вокзале.
Летом 2003 года в Златоусте режиссёр киностудии «Мосфильм» Андрей Прошкин снял художественную киноленту «Игры мотыльков». Фильм рассказывает о компании провинциальных подростков, которые попадают в криминальную историю. Он создан по повести Владимира Железникова «Игры мотыльков, или Чучело-2» (авторы сценария В. Железников и Г. Арбузова), в главных ролях рок-музыканта Кости и влюблённой в него Зои — восходящие звёзды отечественного кинематографа Алексей Ча-дов («Война») и Оксана Акиньшина («Сестры»). Встреча с создателями фильма и его премьера состоялись в Златоусте 27 марта 2004 года в ДК «Победа». Фильм вызвал весьма неоднозначную реакцию, о которой златоустовцам рассказала городская газета «Златоустовский рабочий». Рецензию А. Машковой «Сказка о приобретённом времени: "Игры мотыльков", не ставшие вторым "Чучелом" на новый фильм А. Прошкина в конце апреля 2004 года поместила «Литературная газета».
Кинолетопись Златоуста была бы неполной без короткого рассказа о деятелях отечественного кино, уроженцах нашего города. Имя Александра Минаева, фотохудожника, оператора документального кино хорошо знакомо златоустовцам. Он родился в Златоусте в 1947 году, здесь же окончил среднюю школу № 14 и индустриальный техникум имени П. П. Аносова, сотрудничал с газетой «Златоустовский рабочий», где впервые появились его снимки. Окончив в 1974 году ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии) Александр Минаев работал кинооператором на Центральной студии документальных фильмов в Москве, в 1982—1983 годах — в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.
Снял более 50 документальных фильмов, среди которых: «Уроки Братска», «Афганистан. Заговор против республики», «Ангольцы», «Лаос: 1000 дней республики», «Никарагуа», «Серые цветы» (фильм удостоен приза христианских организаций в Лейпциге в ноябре 1993 года). За кинорепортажи из горячих точек планеты в 1979 году был удостоен премии Ленинского комсомола.
А вот имя родившегося в Златоусте в 1923 году Юрия Михайловича Вышинского, режиссёра «Мосфильма», соавтора сценариев игрового и документального кино сегодня малоизвестно. В 1941 году Ю. М. Вышинский учился в Одесском институте инженеров водного транспорта, был курсантом Ростовской авиашколы, участвовал в Великой Отечественной войне. В 1951 окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская И. Савченко), с 1953 года работал режиссёром на киностудии «Мосфильм», сняв здесь несколько документальных и художественных фильмов: «В квадрате 45» (1955), «Подводная лодка» (1961), «Аппассионата» (1963), «Залп «Авроры» (1965), «Когда расходится туман» (1970), «Океан» (1974), «Белый снег России» (1980). Не случаен, по всей вероятности, для режиссёра выбор темы для фильма «Белый снег России». Эта кинолента, созданная по мотивам романа Александра Котова «Белое и чёрное», повествует о судьбе чемпиона мира по шахматам Александра Алёхина. Сценарий фильма по собственному роману написал международный гроссмейстер, чемпион СССР по шахматам Александр Котов, одну из ролей сыграл Юрий Каюров. И в биографии всех этих людей присутствует Златоуст: режиссёр Вышинский отсюда родом; автор сценария Котов хорошо знает злато-устовца Анатолия Карпова — в эти дни им была написана документальная повесть «Уральский самоцвет», опубликованная в 1981 году; актёр Каюров когда-то выступал на сцене златоустовского драмтеатра.