Златоустовская гравюра на стали
Уникальное искусство златоустовской гравюры на стали зародилось в начале XIX века, прежде всего как искусство украшения холодного оружия. Златоустовских мастеров нельзя считать прародителями этого художественного направления: хороший клинок ценился на уровне предметов искусства еще во времена древневосточных цивилизаций. Естественно, клинки украшались — резьбой, насечкой, которые позволяли нанести довольно сложный декоративный узор. Орнаментами украшались плоскости клинков мастерами-оружейниками Западной Европы, применявшими для их нанесения химические процессы. К тому времени (1815 год), когда в Златоусте образована оружейная фабрика, которая по замыслу создателей должна была стать основным производителем холодного оружия для российской армии и флота, в мире сложилась традиция украшать стальные клинки. Игнорировать этот фактор уже было нельзя. Для работы на Златоустовский оружейной фабрике правительство пригласило немецких мастеров-оружейников, большей частью из Золингена, которые привезли на Урал свои приёмы художественного убранства холодного оружия. Как говорят, зёрна легли в благодатную почву, уральцы оказались талантливыми учениками и нашли способы гениального обогащения нового для них искусства. Спустя недолгое время стало возможно говорить о возникновении «златоустовского» стиля — златоустовской школы украшенного оружия, отличной от школы, утвердившейся в Европе.
Первыми мастерами цеха позолоты и украшения клинков оружейной фабрики были Вильгельм Николай (отец) и Вильгельм Людвиг (сын) Шафы. Они применяли для украшения клинков технологию, позволявшую передавать только контуры изображаемого: вся поверхность клинка покрывалась лаком, по которому стальной иглой процарапывался рисунок; затем производилось травление кислотой. Русские «ученики» Шафов (И. Бушуев, П. Тележников, Е. Бушуев, И. Бояршинов, Ф. Стрижов, М. Тележников) быстро освоили эти технологические приёмы украшения оружия и пошли дальше, сменив иглу на кисть, с помощью которой на металл наносилось изображение: после неоднократного травления становилась возможной передача различных тонов, что придавало изображению объём, создавало реалистичность. Не отказались местные мастера и от стальной иглы, которая позволяла наносить дополнительные штрихи и контуры для большей выразительности. Характерным для златоустовских художников стало уважительное отношение к металлу, использование при украшении клинка красоты металлической поверхности, или гладко отполированной, «белой» плоскости, или же выявляющей красоту узора Дамаска или литого булата.
Основоположником златоустовской школы украшенного холодного оружия по праву считается И. Н. Бушуев. После отъезда Шафов из Златоуста в 1823 году Бушуев назначается ведущим художником Оружейной фабрики. На небольшой по размеру поверхности клинка он располагал многофигурные композиции, которые по художественной значимости не уступали батальным полотнам живописцев того времени. На бушу-евских клинках буквально «оживали» военные баталии периода Отечественной войны 1812 года, он воспевал в своих произведениях героизм русского солдата, патриотизм и гордость за Отечество. В убранство клинка мастер ввёл античный декор, прибегал к аллегориям, изображая греческих богов или мифологических героев, воплощая в этих образах свои идеалы. Одним из любимых античных мотивов И. Н. Бушуева стал крылатый конь Пегас как символ творческого горения.
Однако в выборе сюжетов Бу-шуев не ограничивался одной военной тематикой. Так, в 1824 году он использовал для украшения парадной сабли серию миниатюр, в которых запечатлел все основные этапы изготовления холодного оружия — от поисков и добычи руды до поднесения готовых образцов. Этот клинок был в 1826 году подарен знаменитому английскому полководцу герцогу Веллингтону во время его визита в Петербург (ныне клинок находится в мемориальном музее Веллингтона в Лондоне).
Вершиной творчества И. Н. Бушуева и златоустовских мастеров-оружейников первой половины XIX века стало так называемое «Древнее вооружение» — комплект рыцарских доспехов, создававшихся для наследника российского престола цесаревича Александра. Работа над этими доспехами велась в течение четырёх лет с 1830-го по 1834 год по эскизам Бушуева, он же вместе с И. П. Бояршиновым, скульптором Л. К. Лукиным, резчиком М. Я. Пелявиным, полировщиками Г. Гра и Д. Н. Ронжиным, кузнецом Д. Вольферцом и другими мастерами доводил изделия до желаемого совершенства. При украшении доспехов использовались все технические приёмы гравюры на металле, применявшиеся тогда на Оружейной фабрике — травление, синение, чернь, позолота. Впервые были использованы просечка (сквозные узоры) и огранка. В 1834 году делегацией Златоустовской оружейной фабрики доспехи были вручены четырнадцатилетнему наследнику престола; долгое время они хранились в Эрмитаже, а в 1928 году были переданы Златоустовскому краеведческому музею, в экспозиции которого сегодня и находятся.
Достойным продолжателем бушуевских традиций стал соратник И. Н. Бушуева И. П. Бояршинов. При украшении клинков он широко использовал орнаменты, включавшие изображения уральских трав и цветов, сцены охоты и анималистические сюжеты.
В 1830—1840-х годах выпуск украшенного оружия на Златоустовской оружейной фабрике заметно снизился. В целях сохранения штата цеха украшенного оружия, который в эти годы не раз находился на грани закрытия или временного расформирования, Оружейная фабрика по инициативе П. П. Аносова приступает к выпуску украшенных бытовых предметов: подносов, ларцев, подсвечников, столовых приборов.
На работах мастеров златоустовской гравюры второй половины XIX века в значительной степени сказался расцвет русского реалистического искусства, пришедшийся на это время. В орнаментальное украшение клинков художники вводят реалистичные изображения отечественных цветов, плодов и трав. Возрождаются сюжетные изображения на клинках. Особенно искусно, с большой фантазией, украшаются клинки и ножны охотничьих ножей и кинжалов. Основной техникой в эти годы стала насечка золотом и серебром по синему «таушированному» (т. е. насеченному в нескольких направлениях) фону. Широко применяется просечная техника, т. н. ажурные клинки. Среди художников-гравёров этого периода выделяются В. Н. Костромин, С. К. Недорезков, Я. Д. Варламов.
Оказал своё влияние на творчество мастеров гравюры Златоуста и модерн, захвативший в начале XX века художественную промышленность и некоторые промыслы русского народного искусства. Под его влиянием изменился неповторимый орнамент златоустовских мастеров, потерявший в эти годы свою воздушность, лёгкость. Художники стали широко применять при украшении изделий так называемые стили — «русский», «турецкий», «французский», когда для создания орнамента использовалось относительно небольшое количество элементов, к которым сводилось всё многообразие орнаментальных мотивов того или иного народа. Параллельно с художественными поисками расширялся круг выпускаемых изделий, рассчитанный на различные слои населения: Оружейная фабрика стала выпускать столовые приборы, ножи для бумаги, топоры, спичечницы. Свой отпечаток на развитие златоустовской гравюры на стали наложили и революционные события 1917 года, гражданская война, годы первых пятилеток.
В 1919 году возрождается производство холодного оружия теперь уже для Красной Армии. Многие клинки тех лет, украшенные орнаментом, надписями и миниатюрами, преподносились солдатам революции как именное оружие.
Самым сложным и противоречивым в истории златоустовского художественного металла был, пожалуй, период 1930—1980-х годов. Постепенно прекратилось производство большинства художественных изделий по старым образцам. С середины 1930-х годов художественное отделение Златоустовского механического завода (бывшая Оружейная фабрика) почти полностью перешло на выпуск стальных пластин — панно, на которых изображались примитивно выгравированные пейзажи или копии с популярных картин русских художников. Фактически это был процесс механического переноса живописи на стальную пластину. Из элементов украшения практически исчез орнамент. В эти годы златоустовская гравюра, всегда носившая прикладной характер, «оторвалась» от вещи — поскольку настенные и настольные панно, выпускавшиеся в массовом порядке, не носили утилитарного характера. На многие десятилетия златоустовская гравюра отошла от миниатюры, отдавая предпочтения новым формам и размерам.
В период развития «сурового» стиля некогда уникальное искусство утратило свою возвышенность и художественную ценность. Новые технологические приемы, например, внесённые А. И. Боронниковым никелевые полутона, могли бы значительно расширить изобразительные средства гравюры, поскольку украшаемая поверхность получала светотеневую моделировку. Однако новый способ не дополнил арсенал художественных средств и технологических приемов, он их подменил. Появился даже термин «живопись на металле». Гравюра Златоуста утрачивала графичность, ясность и четкость штриха.
В 1930-е—1940-е годы основными мотивами стали индустриальные пейзажи, портреты вождей. Первым в златоустовскую гравюру ввёл советскую тематику Д. Е. Яковлев (значок Всероссийского Союза рабочих металлистов, 1923 г.). В качестве почётных наград лучшим рабочим вручались украшенные топорики, основными сюжетами которых были виды уральской природы, панорама завода, портрет В. И. Ленина.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов художественное отделение возродило выпуск холодного оружия. Украшенные художниками Златоуста шашки, кинжалы, кортики преподносились как заслуженная награда советским полководцам. Нередко в посылках на фронт бойцам-заводчанам отравляли портсигары, изготовленные из златоустовской стали и украшенные травленым рисунком.
В послевоенные годы производство и украшение бытовых предметов и настольных пластин возобновилось. Ножи для разрезания книг, вешалки, фоторамки декорированы художниками-гравёрами Н. Ф. Морозовым, А. И. Бороннико-вым, М. Крысиным.
В 1950-х годах на смену гравёрам-ветеранам пришла молодёжь, которой предстояло переломить сложившиеся стереотипы и дать новое дыхание уникальному искусству златоустовской гравюры на стали. Г. Берсенев, В. Тарынин, Л. Валиев, Г. Драгун, А. Кузьмичёв поддержали инициативу старейших художников Н. Ф. Морозова и И. И. Бахарева, выступивших с инициативой возродить орнаментальное искусство украшения прикладных вещей.
Наиболее интересными изделиями этого периода являются два памятных меча, выполненные Г. М. Берсеневым в 1958 году к Международной выставке в Пловдиве (Болгария). Главной темой сюжетов автор определил братскую дружбу русского и болгарского народов. Один меч посвящен Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, второй украшен миниатюрными композициями сцен сражений болгаро-турецкой войны 1877—1878 годов. Оба меча находятся в коллекции краеведческого музея Златоуста. Теме дружбы славянских народов посвящен кубок 1954 года (автор Г. М. Берсенев), изготовленный в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией и подаренный союзной республике от имени трудящихся Челябинской области.
В 1960—1980-х годах идет процесс поиска новых форм бытовых вещей и формирование художественного стиля, отличного от «сурового» стиля тридцатых-соро-ковых годов XX века. Б ассортименте цеха появляются шкатулки, приборы для вина, стаканчики для карандашей, тарелочки, вымпелы, призы победителям социалистического соревнования. Как и в 1930-е годы, продолжают создаваться панно больших размеров.
В 1964 году вводятся эталонные образцы изделий, украшенных в стиле златоустовской гравюры, утверждаемые на областном художественном совете. После утверждения принятые образцы становились эталоном, который затем тиражировался сотнями и тысячами экземпляров. Произошло разделение мастеров златоустовской гравюры на мастеров, создающих новые эталоны, и на ремесленников, копирующих эти эталоны в массовом порядке. С 1971 года для нанесения рисунка на изделия серийного выпуска стали применяться трафареты, выполненные в технике сеткографии, что позволило значительно увеличить выпуск настенных панно.
В 1970—1980-е годы развитие златоустовской гравюры шло в четырёх направлениях:
• украшение наградного и юбилейного оружия;
• украшение бытовых предметов;
• изготовление памятных призов, наград и сувениров в честь значительных дат и событий в жизни советского государства;
• массовое производство настенных и настольных панно, которые в эти годы занимали наибольшее место в творчестве златоустовских художников-гравёров.
В эти годы главным художником завода им. В. И. Ленина стал Г. М. Берсенев. При нём в цех гравюры пришла плеяда молодых художников-гравёров, которые в скором времени сказали весомое слово в искусстве: Н. Лохтачёва, Ю. Рябков, О. Аверкин, А. Богачёв, А. Шуков, П. Спирченков.
Дерзкая молодёжь приступила к разработке новых эскизов, форм, отказываясь работать в рамках традиционных панно. Появляются изделия в форме блюда, украшенные орнаментами по мотивам русской зимы, уральской природы, времён года и т. п. (О. Аверкин, Н. Лохтачёва). Создаются образцы авторского украшенного охотничьего оружия (нож «Диана», А. Богачёв; Г. Берсенев). В 1982 году Г. М. Берсенев первым из гравёров Златоуста становится членом Союза художников СССР.
До 1990 года производство изделий, украшенных в технике златоустовской гравюры, развивалось только на заводе им. В. И. Ленина. В начале 1990-х годов творческий коллектив гравёрного цеха завода распался. Почти одновременно возникли три новых предприятия: «ЛиК» (1990), «Практика» (1991), «Формула» (1991).
Сегодня в Златоусте более тридцати художественных мастерских, среди которых ООО «Авант», ООО «Арт-Грани», ООО «Компания АИР», ООО «Златоустовская оружейная компания», ООО «Златоустовская оружейная фабрика», художественные мастерские ООО «КХО», ООО «Литера», мастерская художественных промыслов Урала «МАОК», ООО «СКаТ» и многие другие.
Эти предприятия обратились к творческому наследию мастеров златоустовской школы XIX века, начав свою деятельность с возрождения прикладного характера златоустовской гравюры. В ассортименте продукции появилось авторское украшенное холодное оружие, разнообразная посуда, наборы для охотников, предметы сервировки стола и украшения интерьера. Каждое предприятие отличается своим стилем, своей манерой решения художественного образа вещи.
Среди уникальных произведений златоустовских мастеров, созданных в последнее десятилетие XX века, изделия мастерских декоративно-прикладного искусства «ЛиК» — «Щит и Меч Победы» и четыре «Меча Памяти и Благодарности народам стран-участниц антигитлеровской коалиции» (1995), «Дарохранительница восстановленного храма Христа Спасителя» (1997—2000); сделанные в ЗАО «Практика» памятные мечи «Иван Бушуев», «Минин и Пожарский», «Александр Невский» (1999).
Произведения искусства, созданные златоустовскими художниками-гравёрами в конце XX века, украшают залы ведущих музеев России, среди которых Оружейная палата Московского Кремля (гарнитур оружия, созданный в художественной мастерской «Практика»), Центральный военно-исторический музей артиллерии (изделия художественной мастерской «Практика», мастерских декоративно-прикладного искусства «ЛиК» и др.), Центральный военно-морской музей (изделия художественной мастерской «Практика»), Мемориальный музей Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. на Поклонной горе (изделия МДПИ «ЛиК»).
Среди современных мастеров златоустовской гравюры на стали (металле) заслуженные художники России Н. В. Лохтачёва (1997) и Г. М. Берсенев (1998), члены Союза художников России: О. Аверкин, Д. Лохтачёв, Ю. Рябков, С. Чернов, А. Шаланов.
По большому счёту, златоустовская гравюра начала XXI века — это не только высокое мастерство, профессионализм и творческий подход, но и глубокие исследования, системное изучение технологии и искусства художественной обработки металла и сопутствующих материалов. На стыке технических, гуманитарных и художественных дисциплин родилась новая специальность «Технология художественной обработки материалов», на которой с 1996 года в Златоустовском филиале Южно-Уральского университета с успехом обучаются молодые художники-гравёры. В декабре 2002 года по инициативе Златоустовского филиала ЮУрГУ (директор профессор В. И. Чуманов) в Златоусте состоялись первые «Бушуевские чтения» — научная конференция, главной темой которой стала златоустовская гравюра на стали, её прошлое и будущее.