История изобразительного искусства в Златоусте
Златоустовским художникам есть чем гордиться — история художественного творчества в нашем городе насчитывает два века.
Историк и искусствовед Л. В. Лаженцева нашла в архивах интереснейшие документы о целой династии златоустовских живописцев — семье Бояршиновых. Её родоначальник — Пётр Климентьевич — был иконописцем и живописцем, работавшим на Златоустовском заводе в начале XIX века. В январе 1800 года вместе с Александром Тележниковым был отправлен в Екатеринбург «для снятия портретов Государя Императора». Позднее П. К. Бояршинов не раз командировался для совершенствования в области живописного искусства в Москву и в Тверь. Лаженцевой удалось отыскать в музее Горного института в Санкт-Петербурге уникальную икону, украшенную уральскими самоцветами — аметистами, бериллами, малахитом — и написанную П. К. Бояршиновым: внизу на яшме чёткая гравировка «Рисованъ в Златоустовскомъ заводе шихт-мейстеромъ 13 класса Петромъ Бояршино-вымъ 1826 года».
Сыновья Петра Бояршинова — Иван, Андрей и Василий — пошли по стопам отца. Иван стал одним из первых златоустовских художников-гравёров, Андрей и Василий — живописцами. В известном «Атласе действия Златоустовской оружейной фабрики» (1827 год), хранящемся в библиотеке Горного института, собрано 49 прекрасных акварельных рисунков Ивана и Василия Бояршиновых, отображающих все процессы изготовления стальных клинков на Златоустовской оружейной фабрике, виды Златоустовского завода и Оружейной фабрики. Сын Андрея Бояршинова — Егор — будучи в длительной командировке в Петербурге, с разрешения начальства посещал в качестве вольнослушателя классы в академии художеств и в 1849 году за представленную живописную картину «Златоустовский завод при ночном освещении» получил звание учителя рисования.
Своеобразной художественной школой в Златоусте была чертёжная мастерская завода. Для составления различных планов, видов заводских строений требовалось хорошее владение рисунком, отточенная техника. Всем этим хорошо владели мастера, работавшие в чертёжной мастерской в первой половине 1810-х годов: иконописцы Александр Тележников и Пётр Бояршинов, живописцы Андрей Бояршинов и Николай Бушуев (отец И. Н. Бушуева), чертёжники Семен Фетисов, Григорий Бояршинов, Иван Галкин, Василий Маршалов. В чертёжной мастерской Златоустовского завода прошёл основательную подготовку и легендарный Иван Бушуев, один из основоположников уникального искусства златоустовской гравюры на стали.
К слову сказать, хорошим рисовальщиком был и Павел Петрович Аносов. Его, выражаясь современным языком, дипломная работа «Систематическое описание горного и заводского производства Златоустовского завода» (1819 год) проиллюстрирована прекрасно выполненными рисунками, на которых запечатлены: устройство плотины и кричных молотов, план и разрез доменной фабрики, выжиг древесного угля и многое другое.
Нельзя здесь не упомянуть и Ефима Семёновича Абабкова, талантливого златоустовского художника, чья биография долгое время была практически неизвестна, а под его полотнами красовались надписи «картина неизвестного художника». Восстановила биографию художника С. Н. Куликовских, кандидат исторических наук, доцент Златоустовского филиала ЮурГУ. Ей удалось установить, что в 1843 и 1844 годах Абабков выполнил две акварели, на которых изображен горный начальник Златоустовских заводов П. П. Аносов. Первый портрет, прежде записанный как «Портрет неизвестного военного», хранится в фонде дореволюционного рисунка Государственного Русского музея, второй — в фонде краеведа А. К. Шарца Пермского государственного архива. Кисти Абабкова принадлежат и два портрета Главного начальника горных заводов хребта Уральского генерал-лейтенанта В. А. Глинки, написанные в 1848 и 1853 годах и хранящихся ныне в картинной галерее Екатеринбурга. Интересны и пейзажи Абабкова — акварель «Вид города Златоуста, 1853 года» (хранится в Государственном Русском музее) и рисунок разведённой тушью «Вид Златоустовского завода на Урале. С натуры рисовал Абабков 1851 года Мая 5 дня» (Российская национальная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина).
Образы Златоуста и Златоустовского Урала запечатлены многими художниками — профессионалами и любителями, в разные годы бывавшими здесь. Тема «Златоуст в изобразительном искусстве» исследована пока ещё фрагментарно, но известно немало интересных фактов, обнаруженных одним из старейших краеведов города Н. А. Коси-ковым и молодым кандидатом искусствоведения Е. П. Алексеевым.
В 1828 году Златоуст в составе экспедиции А. Я. Купфера посетил профессор химии Казанского университета К. К. Клаус, сделавший серию цветных зарисовок наших мест. В 1833 году в Париже был выпущен альбом видов Урала, составленный из литографированных рисунков Клауса, в числе которых «Вид Златоуста», «Вид Златоуста с самой высокой вершины Урала», «Вид Таганая около Златоуста».
Серию карандашных зарисовок Златоуста сделал в 1837 году поэт В. А. Жуковский, сопровождавший в поездке по России наследника престола цесаревича Александра.
В 1887 году в нашем городе трудился живописец В. Г. Казанцев, работы которого удостоены золотых медалей на Си-бирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге (1887) и на научно-промышленной выставке в Казани (1890). В Екатеринбургском музее изобразительных искусств хранится его картина «Вид на Златоуст» (1887).
Известный русский живописец и график, автор исторических пейзажей Москвы А. М. Васнецов путешествовал по Среднему и Южному Уралу в 1890—1891 годах. В числе его работ: этюды «Гора Таганай» (Московский университет), «Златоустовский пруд», картины «Гора Таганай», «Дебри Урала. Уреньга». (Одесский художественный музей), «Озеро в горах Башкирии» (Государственный Русский музей).
В июле 1898 года в Златоусте побывал Н. А. Касаткин, академик живописи, ученик художника-передвижника В. Г. Перова. Среди работ, выполненных им в Златоусте, «Вагранщик» (Музей революции, Москва), «Уральский рабочий» (Художественный музей, Самара), серия этюдов «Прокатка упаковочного железа», пейзажи заводских мест — «Посёлок», «Горы».
Не раз обращался к златоустовской теме и известный уральский художник-живописец и искусный камнерез А. К. Денисов-Уральский. Среди его работ картина «Вид с горы Уреньги на город Златоуст», этюды «На вершине Таганая», «Малый Таганай и Круглый Таганай», сделанные в конце XIX—начале XX века.
Летом 1912 года в Златоусте (в доме И. А. Шадрина по ул. 1-й Тесьминской) жил и работал А. В. Исупов, ученик А. М. Васнецова, К. А. Коровина, В. А. Серова. На 41-й выставке Товарищества художников-передвижников, состоявшейся в 1912 году, экспонировались его картины «Таганай в облаках», «Малый Таганай», «Утёсы», «Лесное озеро», написанные в нашем городе.
В 1917—1919 годах в деревне Медведёвке и на станции Златоуст жил художник-живописец и график П. Н. Староносов, некоторое время даже работавший учителем рисования в железнодорожном училище. В 1919 году совместно с Д. Д. Бурлюком он устроил в Златоусте ряд выставок «Реализм и футуризм в живописи». Среди работ Староносова этого периода: «Нахмурилось» (1917), «Д. Медведевка» (1917), «Озеро Чебаркуль» (1918) (все в Пермской государственной художественной галерее), «После дождя» (Златоустовский краеведческий музей).
Со Златоустом связана история одного неосуществлённого проекта известного российского скульптора С. Д. Эрьзи (Нефёдова). Вернувшись в 1914 году в Россию из длительной командировки во Францию и Италию, где он добился европейского успеха, Эрьзя в 1918—1920 годах работал на Урале, в Екатеринбурге, над рядом монументальных памятников. В это время он создаёт проект памятника В. И. Ленину из естественной скалы. Летом художник с целью выбора подходящего объекта совершил большое путешествие по Волге и Уралу. В районе Златоуста он выбрал Александровскую сопку и предложил создать памятник Ленину путем удаления лишних пластов породы с помощью взрывов. Правда, проект этот не был осуществлён и сопка сохранила свой первозданный вид.
В тридцатые годы XX века в Златоусте неоднократно бывал известный уральский художник-пейзажист И. К. Слюсарев, среди работ которого картины: «Река Аи. Южный Урал» (1935), «Гора Таганай» (1932), «Город Златоуст», «Старый Златоуст с горы Уреньги» (картинная галерея Екатеринбурга). В эти же годы работал на Южном Урале — в Златоусте и Миассе — живописец Г. М. Шегаль (будущий член-корреспондент Академии художеств СССР), известны его пейзажи Тургояка и картина «Прокатный стан», написанная в Златоусте. В 1931 году вместе со свердловскими художниками А. Ф. Узких и Ф. Ф. Хомяковым в Златоусте побывал живописец Н. С. Сазонов. Результатом этой поездки стала картина «Златоустовская домна». Летом 1935 года в наших краях находился в творческой командировке художник Р. М. Семашкевич, сделавший много зарисовок и написавший несколько десятков этюдов и портретов передовиков производства Златоустовского завода. По заказу Златоустовского музея им выполнены два больших многофигурных полотна: «Привал красногвардейцев» и «Бригада Неймана на подступах к Златоусту». Из работ, созданных в Златоусте, сохранились несколько рисунков и этюд «Горная речка».
Нельзя не упомянуть здесь и ещё об одном художнике — А. М. Сосновском. Уроженец Златоуста, он в 1930—1935 годах работал в Златоустовском краеведческом музее, сначала научным сотрудником, потом художником и директором. Б 1935 году он переехал в Челябинск, где стал одним из организаторов и руководителей Челябинского областного союза советских художников и кооперативного товарищества «Художник». Сосновский вернулся в Златоуст в 1958 году, занимался краеведением, выдвигая порой весьма экстравагантные версии, касающиеся местной природы и истории. Кисти художника принадлежит много картин, хранящихся ныне в краеведческом музее. Среди них «Расстрел златоустовских рабочих 13 марта 1903 г.», «Маёвка на г. Мышляй», «Ахматовская копь».
Год 1945-й стал для златоустовских художников своеобразным рубежом — именно тогда в городе под руководством А. И. Шатрова возникло кооперативное товарищество «Художник». Уже в 1948 году в краеведческом музее открылась 1-я городская отчетная выставка этого товарищества, на которой были представлены живописные и графические работы.
В первой половине 1950-х годов товарищество «Художник» было преобразовано в златоустовские мастерские Художественного фонда РСФСР. С момента своего объединения златоустовские художники стали играть заметную роль в культурной жизни Златоуста. За последние полвека в городе прошло почти пятьдесят различных художественных выставок — коллективных и персональных. Кроме этого художники города постоянно участвовали и участвуют в областных, региональных и всероссийских выставках. Только в последние годы златоустовские художники были достойно представлены на региональных художественных выставках в Уфе (1997), Екатеринбурге (2003); на отчётной в Челябинске (1999), на 9-й e 10-й республиканских выставках в Москве (1998, 2004), республиканской выставке «Имени Твоему» (2000).
Кроме сотен картин, рисунков и этюдов, запечатлевших облик родного Златоуста и его людей, на счету у художников города немало и других работ, монументального плана: художественное оформление интерьеров общественно значимых зданий (железнодорожный вокзал, драматический театр), оформление экспозиций городского краеведческого музея, целая серия скульптурных памятников. Златоустовский художник и скульптор В. П. Жариков является автором герба города, который выдержал проверку временем и завоевал популярность у горожан.
В 1967 году в Златоустовском педагогическом училище (ныне педагогический колледж) открылось художественно-графическое отделение, куда пришли высококвалифицированные преподаватели методисты: Ю. Н. Эйбушитц, А. П. Дудин, В. 3. Жарикова, Н. Н. Минегалимов, члены Союза художников России Ю. П. Азеев, Н. И. Гарус, В. П. Жариков, В. И. Зозуля, Г. И. Мануш, Р. А. Сафин. В 1971 году состоялся первый выпуск (50 художников), а сегодня среди выпускников златоустовского худграфа сотни человек, многие из которых выбрали для себя карьеру профессиональных художников.
В 1987 году исполкомом Златоустовского Совета народных депутатов за достижения в области изобразительного искусства была установлена премия им. И. Н. Бушуева, первым лауреатом которой в 1990 году стал В. П. Жариков, автор памятника легендарному Иван-ке-Крылатке. В 1993 году эта премия была присуждена группе златоустовских художников (Н. И. Гарус, В. П.Жариков, В. И. Зозуля, Д. П. Максимов, Т. И. Эйбушитц, Р. А. Сафин) за оформление интерьеров драматического театра «Омнибус».
Решением секретариата Союза художников РФ от 9 марта 1995 года в городе было создано самостоятельное Златоустовское отделение ВТОО «Союз художников России», в составе которого сегодня 22 человека. Председателем Златоустовского отделения Союза художников России был избран В. И. Зозуля.
В последние годы в значительной степени расширился творческий диапазон златоустовских художников — на смену идеологической индустриальной тематике пришли пейзажи-настроения, лирические натюрморты, тематические картины, насыщенные сложным содержанием. Как замечает В. И. Зозуля: «Это своя философия — философия цвета, отношения к окружающему миру, природе. Это поиск решения проблем нашего времени через цветовые состояния и свободу самовыражения».
По своей творческой манере, по излюбленной тематике златоус-товские художники очень разные. Проблемы поиска форм композиций, пластического перевоплощения изображаемой среды увлекают Д. П. Максимова, А. И. Прибытова, Я. Е. Ваганова, В. И. Зозулю. В русле реалистических традиций русской живописи работали и работают художники Ю. П. Азеев, Г. М. Куликова, Н. И. Гарус, Р. А. Сафин, Т. А. Поветкина, Н. М. Русинова, М. Ю. Жиров. Один из старейших по стажу работы художников Златоуста В. П. Жариков в последние годы черпает темы для своих работ в вечных библейских сюжетах.
Словом, художники Златоуста постоянно в творческом поиске и большая история, стоящая за их плечами, не мешает, напротив — помогает находить новые сюжеты для произведений, новые изобразительные решения.