Воспоминания тружеников тыла Златоуста
Воспоминания труженицы тыла, Захаревич Лидии Николаевны, бывшего учителя математики школы № 21 города Златоуста:
- Село, в котором я родилась и жила во время войны, расположено в Ленинградской области. Я помню, что о начале войны мы узнали только вечером, возвращаясь, домой с работы на покосе. У нас в 1941 году в селе еще не было радио, как, впрочем, и электричества. Под вечер о войне сообщили по телефону на почту, и вот тогда мы и узнали эту страшную весть.
Мужчины были мобилизованы и ушли на войну, а работать в колхозе остались старики, женщины и дети. Мне к началу войны исполнилось 11 лет, я окончила 4 класс.
Летом 1941 года немецкая армия очень быстро, смяв Лужский оборонительный рубеж, приблизилась к Ленинграду. Взять город сразу не смогли, понесли большие потери в боях на болотистой ленинградской земле. Тогда фашисты решили взять город в кольцо и бомбежками и артобстрелом уничтожить всех ленинградцев, и вот это кольцо в одном месте близко подходило к нашему селу. Мы стали слышать бомбы и снаряды, вой фашистских самолетов, через село шли наши отступающие войска, появилась служба оповещения о налетах фашистов, эвакуировались и приехали к нам наши родные из Ленинграда. Первого сентября мы, как и раньше, в довоенное время, пошли в школу, но каждый день после уроков рыли за школой траншеи. Как нам объясняли наши учителя, что если будут бомбить село, то мы будем выбегать из школы и прятаться в этих траншеях. Так мы работали весь сентябрь, а в октябре была объявлена эвакуация. Все слышнее были звуки войны, все зловещее. Угнали куда-то колхозные стада, стали уходить и жители. Собралась и наша семья. В один из вечеров к нам зашел какой-то военный. Он настаивал, чтобы мы немедленно уходили. У нас было еще что-то не готово, и потому решили, что уйдем рано утром. А в течение решающей для нас ночи произошло большое сражение на одной крупной станций на железной дороге «Москва-Ленинград», немцев остановили там и дальше не пустили, чтобы они не смогли сделать еще одно кольцо вокруг Ленинграда, которое прошло как раз бы по нашим местам. Эвакуацию, как мы узнали утром, на этот раз отменили, и мы остались дома.
К счастью, немцы так и не смогли взять эту станцию, война до нас не дошла. И все четыре года, каждое лето после экзаменов мы вместе с взрослыми все каникулы трудились на колхозных полях и лугах. В июне – прополка, в июле – сенокос, в августе - жатва.
Нам было трудно, мы голодали, ведь весь урожай шел для фронта, а жители села довольствовались тем, что собирали со своих огородов. Хлеба совсем не было. Что-то выпекали дома из всяких отходов, мало напоминающее хлеб не только по вкусу, но по виду. Ранней весной начали употреблять в пищу всякую зелень: пестыши, щавель, заячью капусту, потом покосные дудки, пили березовый сок, а уж когда поспевали ягоды – мы оживали. За лето так уставали на работе, что в августе начинали мечтать о том, чтобы скорее пойти в школу. Зимой тоже была работа, каждой семье - задание: за зиму надо было насушить большой мешок картофеля. Вечером чистили картошку, резали «соломкой», обливали кипятком, раскладывали на противни и ставили в протопленную печь сушиться. Картофель этот отправлялся на фронт. А осенью собирали клюкву и тоже отправляли в госпитали. А один раз я вместе с одной учительницей нашей школы отправили другие подарки (носовые платки, кисеты, шерстяные носки и др.) в ближайший госпиталь. Это была незабываемая поездка.
Вот так мы и жили в те очень трудные для всей страны годы. Была только одна мечта: скорее бы кончилась эта страшная, как казалось, бесконечная война? А день Победы – счастливейший день! Это действительно «праздник со слезами на глазах».
Воспоминания труженицы тыла, Воробьевой Валентины Ивановны, бывшего учителя начальных классов, школы № 21, г. Златоуста:
- Мне было 12 лет, когда начала война. Я училась в школе. Жила в то время в Кусе. Война только началась, нам об этом по радио объявили, и тут же стали приходить повестки. Помню, мама все говорила: «Все погибнем, все!» К счастью, отца в армию не взяли. Он строил дорогу, которая была очень важна для страны. Мы тоже вместе с отцом строили дорогу. Дорога шла от Кусы до Магнитки. Нам привозили щебень, и мы разбрасывали его лопатами и утаптывали как можно плотней. Жили мы плохо. Голодали очень сильно. Тайная мечта – когда-нибудь наесться досыта хлеба – не покидала. Но потом, радостное слово «Победа»! Люди поздравляли друг друга, обнимались, плакали. И хотя все уже узнали, что 9 мая – день не рабочий, шли на свои рабочие места».