Легенда Судьба Таганая
Это случилось очень давно. В самых дальних лесах горной страны Урал жил охотник по имени Таганай. Много лет ходил он по лесам, но так же крепок и силен был, как в дни своей молодости, не зная позорного промаха на охоте, гибельной ненависти врагов. Жена его, Ай, погибла от рук злой шаманки, успев подарить Таганаю двух сыновей. Так и жил охотник с сыновьями в доме, срубленном еще предками среди бесконечной тайги.
Таганай учил сыновей выслеживать зверя, брать мед диких пчел, добывать рыбу в бесчисленных озерах. Выросли сыновья стройнее тополя, быстрые, как ветер, горячие, как пламя ночного костра, наделенные мудростью старого отца. Любил сыновей Таганай. Хорошо жили они, дружно и безбедно.
Однажды старший сын вернулся с охоты раньше обычного и тревожно сообщил Таганаю, что из капкана кто-то вынул пойманную куницу. Не поверил ему отец. Также пришел раньше обычного младший сын и подтвердил подозрения брата: чужой взял рыбу из поставленной сети. Обеспокоился старый Таганай кто-то нарушает незыблемые законы тайги, кто-то дерзко воспользовался чужим трудом.
На другой день, когда только-только зачиналось щедрое осеннее утро, вышел из дома Таганай. Вышел в первый раз с тревогой в бесстрашном сердце. Подойдя к капкану, он понял: здесь был чужой. Таганай нашел по следам вора. Он уже догадался, кто опустошил капканы и сети это Уреньга.
За самой дальней рекой жила шаманка Уреньга. Днем она собирала травы для своих смутных целей, а ночью, приняв обличье крючконосого филина, оглашала лес диким хохотом. И был очень люб Уреньге молодой охотник Таганай. Но тщетно она пыталась обворожить его — сердце охотника принадлежало Ай. Красавицу Ай Таганай привез из холодной далекой страны, где белый снег спит нескончаемым сном. Невзлюбила Уреньга Ай, покорившую своей красотой гордого охотника. И однажды, подкараулив Ай, когда та пошла за водой к реке, шаманка украла ее. Но не одна она совершила это зло. Ей помогал медведь по имени Аю. Бросился Таганай в погоню за ними. Свирепый Аю встал на пути смелого Таганая и начался бой не на жизнь, а на смерть. Долго бились они, много страшных ран нанесли друг другу, но не видно конца схватки. Вспомнил охотник свою любимую Ай и, собрав последние силы, обхватил медведя поперек, поднял его высоко над головой, ударил о землю и тот испустил дух. Снова бросился Таганай в погоню за Уреньгой, бежал, не зная отдыха, и уже начал настигать злую шаманку. Увидела коварная колдунья, догоняет её Таганай, а впереди бездонное ущелье. И тогда столкнула Уреньга красавицу Ай в холодную черную пасть ущелья, а сама перебежала по шаткому мостику и сбросила его перед Таганаем. И сразу стало темно, завыла вьюга, затрещали деревья, снегом засыпало тропы.
Но бесстрашный охотник, скользя и падая, добрался до края бездны и стал выбирать место для спуска. Гибель его была неминуемой, но вдруг поднялась и вышла из горного ущелья Ай и медленно стала восходить к облакам, роняя на землю свет спокойный и холодный. Лучи рассеяли тьму, прекратилась бесноваться вьюга, проявились лесные тропы. И услышал он такие слова: «Прощай, любимый, не быть нам больше рядом, прощай!». И поднялась она высоко в небо, и стала холодным ночным светилом, навсегда покинув землю.
Поняв, что идет по следам Уреньги, Таганай вновь вспомнил любимую Ай. И всколыхнулась в нем любовь и ненависть далеких лет. Походка его стала более упругой и мягкой, глаза ловили каждое движение, уши каждый звук. Выследил он Уреньгу у реки, когда та выбирала из сети рыбу.
Схватил злую женщину Таганай и закутал в мокрую сеть. Лежит шаманка у ног бесстрашного охотника и молит о пощаде. Но нет ей прощения от Таганая, только смерть вот плата за прошлые злодеяния Уреньги.
Притихла пленница, кончились ее слова мольбы и злобы, устала вырываться из сети, липкой и зеленой от тины. Вдруг слышит Уреньга: идет кто-то по извилистой тропке к реке, смекнула старая колдунья — не помощь идет некому помогать ей, а сыновья Таганая идут по следу отца.
Тогда сказала она старому охотнику: «Отпусти меня, Таганай, и я верну тебе Ай. В моей избушке, что стоит за дальней рекой, есть сундук, в нем черная шкатулка, а в шкатулке круглое зеркальце. Вынеси это зеркало во двор, покажи солнцу и вернется твоя Ай на землю.
Бросился старый охотник к избушке, что стоит за дальней рекой, оставив шаманку спутанной в сети на прибрежном песке. Еще не перестали качаться ветки кустов, раздвинутые Таганаем, как к реке вышли его сыновья: младший Таганай и Средний Таганай. Подозвала их злая женщина и, притворно охая и вздыхая, говорит:«Я знаю, кто вы и кого вы ищите.
Ваш отец оставил меня постеречь вынутую сеть, но я запуталась в ней.
Освободите меня и пойдемте догонять отца, не то ему не справиться с коварным вором, которого он преследует»
Поверили охотники старой колдунье, распутали ее и пошли за ней. И так быстро побежала Уреньга, что сыновья Таганая еле поспевали вслед. А злая шаманка тайными и короткими тропами шла к своей избушке и все оглядывалась и звала молодых охотников ускорить шаг. Быстро добрались они до избушки Уреньги. Старый Таганай был еще на полпути. И сказала старая колдунья: «Подождите, гордые охотники, сейчас придет ваш отец, а я зайду в избушку».
Забежала Уреньга в избушку, открыла сундук и вынула длинный сверкающий меч, от удара которого человек каменеет. Вышла женщина к сыновьям Таганая и ударила младшего мечом, превратив его в камень. Понял Средний Таганай, что обмануты они, и схватился в неравной схватке с колдуньей. Но не успел он наложить стрелу на тетиву своего охотничьего лука, как окаменел от удара волшебного меча Уреньги. Вернулась Уреньга в избу, достала из шкатулки серебряное зеркало, разбила его на мелкие куски и бросила в печь. Тем временем старый Таганай добрался до избушки Уреньги, увидел окаменевших сыновей и проклял себя за беспечность и доверчивость. Поднял он оставленный Уреньгой меч, ударил шаманку и сам не зная того, превратил ее в камень. Затем вошел в избушку и стал искать серебряное зеркало. Заглянул в печь и увидел: разбита последняя надежда не вернуть теперь Ай никогда. Нет и его любимых сыновей, один остался на свете Таганай. Сел на землю поседевший, сгорбившийся Таганай и заплакал. Безмерная печаль охватила его, согнула гордую голову.
Взял он в руки длинный сверкающий меч, ударил себя в широкую грудь и окаменел гордый охотник. До сих пор в звездную ночь красавица Ай ласкает взглядом любимого мужа и сыновей, храня их вечный покой и свою безмерную любовь. И все еще у старого Таганая текут слезы печали, вырываясь Белым ключом из камней и прячась в диком кустарнике. Стоят три Таганая рядом, каменными плечами поддерживая друг друга в ненастье, в непогоду. Стоит и окаменевшая шаманка Уреньга, распустив седые волосы, грозя каменными пальцами, и кричит дико филин по ночам на ее горной вершине, пугает и зверей, и птиц, и человека.
С. Колтунов
Комментарии