Что было до основания города Златоуста
Весной 1754 года на берегах реки Тесьмы неподалёку от её устья было оживлённо — работные люди тульских промышленников Мосоловых сооружали пильные мельницы, дабы затем разделывать лес на доски и иной пиломатериал, потребный для строящегося «с крайним поспешанием» Златоустовского завода. Новый завод расположился очень удобно — горные громады Тунгурдака (Косотура) и Уреньги так тесно сошлись вместе, оставив речке Ай узкую долину, что удачней места для заводской плотины было бы трудно найти. Хотя первоначально Златоустовский завод Мосоловы предполагали строить в десятках вёрст западнее, на речках Сатка да Куваш. Что же заставило их изменить первоначальное решение? Разумеется, сыграло свою роль, что железные руды в Косотурских горах (ныне это Магнитный хребет в Саткинском районе), где текут упомянутые речки Сатка и Куваш, оказались весьма тугоплавкими, а в районе Ая нашлась другая руда, богатая железом и более удобная в работе. Возможно, что и место для плотины в устье Тесьмы показалось предприимчивым тулякам удобнее. Но вполне вероятно, что дошли до Мосоловых и смутные слухи, будто в этих местах уже бывали русские, да не простые охотники, а служилые люди государя Московского Алексея Михайловича. И искали они не железо или медь, а... серебро.
Вот что пишут Н. П. Архипова и Е. В. Ястребов в книге «Как были открыты Уральские горы» (Челябинск, ЮУКИ, 1982 г.): «Самая крупная экспедиция, снаряжённая на поиски серебряной руды на Урале, работала в начале 70-х годов XVII века в бассейне реки Исети. Она была организована в связи с тем, что до Москвы дошли слухи о нахождении такой руды в верховьях реки Течи, в районе озера Иртяш. Для поисковых работ, строительства жилья для работных людей и для прочих дел было мобилизовано 500 человек, выделены 500 вёдер вина, 200 — уксуса, табак, порох, сукно и много других вещей. По числу участников, по числу лошадей, по укомплектованию снаряжением эта экспедиция была одной из крупнейших геолого-поисковых экспедиций на Урале за весь дореволюционный период. Во главе её стоял думный дворянин и воевода Яков Тимофеевич Хитрово — человек настойчивый, властный и решительный. ...Серебряную руду искали все лето и осень 1672 г. Местность вокруг была изрыта, однако все образцы, взятые "на опыт", не подтвердили наличия серебряной руды».
Озеро Иртяш находится относительно недалеко от Златоуста — примерно в 75—80 км к северо-востоку. И вполне вероятно, что поисковые партии, посланные воеводой Я. Т. Хитрово, доходили и до района будущего Златоуста.
Другой автор, Л. М. Сонин, в своей книге «Люди и клады» (Челябинск, ЮУКИ, 1991), рассказывая о поисках золота на Урале, цитирует документ, взятый им из труда В. Радлова «Сибирские древности» (СПБ, 1891): «В прошедшем, во 1777-м году [1669 от Р. Х. — А. К.), в ведомостях Сибирской губернии из Тобольска показано, что в Тобольском уезде, около р. Исети и по окружности оной, русские люди в татарских могилах или кладбищах выкапывают золотые и се-ребряные вещи и посуду, чего ради велено известие: откуда те татары в прежние времена такое золото и серебро получали, или из какого государства оно к ним привожено было? На то в ответствие Далматского монастыря от старца именем Лота объявлено: что от башкирцев уведомился, в башкирском-де дистрикте за каменными горами при устьях (вернее бы — в верховьях. - Л. Сонин) рек Уфы и Гадая и Яика, в горах бесчисленное сокровище золотых и серябряных руд обретается, и в прежние времена старинные сибирские татары и калмыки из тех гор золотую и серебряную руду добывали и плавили; что-де и ныне те признаки плавильных печей и копаных ям видны, и об оных рудах те башкирцы нагайской нации у престарелой женщины, которая была в полону в улусе царевича Рючука и оной от роду имелось более ста лет,— уведомились, что в древние лета оные люди, которые в тех местах жили, означенную руду копали и плавили. ... И по тому старцеву объявлению для подлинного проведения и свидетельства означенных гор посланы были из Тобольска некоторые служилые люди, которые в том свидетельстве объявили, что около помянутых гор нашли они реку, называемую Тасми, которая впадала в реку ж Бай (точнее, в Ай.— прим. Б. Радлова), и гора обстоит в длину на семь вёрст, шириною в одну версту, а в вышину на 200 сажен и больше. На оной горе никакого жилища не имеется, токмо башкирское кочевье, или жилище, от оной горы расстоянием состоит на один день или с небольшим езды. И от того их жилища на оной горе проложена дорога, по которой они, проезжая, из оной горы добывают золотую и серебряную руду и из оной выплавляют золото и серебро и тайным образом продают российскому народу по 12 рублёв пуд».
Если внимательно вчитаться в текст, то становится очевидным, что речь здесь идёт, по всей вероятности, о районе Таганайского горного массива — река Тасма (Тесьма), впадающая в Ай, гора семи вёрст в длину (южный кряж Большого Таганая с тремя вершинами — Двуглавой сопкой, Откликным гребнем и Круглицей тянется примерно на 8 км). Получается, что «служилые люди из Тобольска» побывали в наших местах задолго до туляков Мосоловых.
Каким же образом могли попадать в наши края первые русские рудознатцы? Ведь в середине XVII века центральная часть Южного Урала представляла собой весьма неспокойное место, на западе Башкирии постоянно вспыхивали то неболь-шие, то крупные восстания. Но в это время русскими уже контролировалась важнейшая транспортная линия, так называемая Старая казанская конная дорога, проходившая с востока по верховьям Исети и разветвлявшаяся затем по направлению рек Уфы и Сылвы. Это был древнейший путь через Уральский хребет, здесь, как пишет Л. Е. Иофа в книге «Города Урала» (Москва, Географгиз, 1951), «проходил древний путь из Бухары в Булгарию, а позднее им связывалась татарская Казань с сибирскими и среднеазиатскими центрами». Вероятнее всего, именно по этой дороге и попадали на Урал экспедиции XVII века, тем более, если они снаряжались из Тобола. Дорога эта проходила в 150 км к северу от района Златоуста, к устью же Тесьмы (Тасми) «служилые люди» из Тобольска скорее всего пробирались по течению Уфы, а затем Киалима, по межгорным долинам.
Однако всё-таки следует сказать, что мы сегодня не располагаем абсолютно точными и документально зафиксированными фактами о существовании в районе Златоуста каких-либо постоянных поселений до 1754 года. Речь следует вести скорее о том, что попытки изучения наших мест предпринимались задолго до Мосоловых, а деловые туляки использовали в своих целях любую доходившую до них информацию. История Златоуста действительно началась в 1754 году, а всё вышесказанное относится к его интересной и ещё малоизученной предыстории.