Старообрядцы на Таганае
С давних пор скрывались в таганайских непроходимых чащах — урёмах — старообрядцы (официальные власти называли этих людей раскольниками). Здесь они хранили заветы истинной (по их мнению) веры, спасались от преследования властей. Как писал П. Падучев: «Богомольцы скрывались преимущественно на севере от Златоуста, за Таганайские горы, на Юрьме и по реке Келииму. К северу и северо-западу от завода, по крайней мере, на протяжении ста вёрст, шли тогда дремучие, первобытные леса, во всех направлениях перерезанные горными хребтами, скалами, россыпями, речками и болотами. Нужно было знать в мельчайших подробностях эти мрачные хвойные, покрытые седым мохом леса, чтобы отважиться проникнуть в них при ежеминутной опасности от встречи с медведем, рысью, лосем или росомахой. Уральские раскольничьи скиты строились не на земле, а под землёю, до того искусно маскируясь снаружи гранитными и сланцевыми глыбами, вывороченными с корнем деревьями, мохом и т. п., что не посвященный в тайну этих построек, бродя по крышам скита, никогда не мог догадаться о существовании его. С своей стороны скитские отшельники бывали крайне осторожны в сношениях с миром и допускали к посещению подземных келий только хорошо известных им лиц, на благоговейное молчание которых они полагались вполне и абсолютно».
В Златоустовском архиве хранится интересный документ середины XIX века — «Депо о виденных башкирцами деревни Шуханской в дальнем конце горы Таганая, в даче Златоустов-ского завода, неизвестных людях, проживающих там в избушке». Вот что, в частности, докладывал горному начальнику Златоустовских заводов Бекману окружной лесничий Чулков: «Честь имею донести Вашему Высокоблагородию, что 30 сентября (1847 года — А. К.) я вместе с квартальным надзирателем Трубиным, четырьмя полесовщиками и проводником башкирцом Галла-баром Даировым отправился на вершину речки малой Шумки (исток Малой Шумги. — А. К.), протекающей в Златоустовской даче по западному склону Уральского хребта между горами Тагана-ем и Юрмою для розыска кто там проживает и описания строения и имущества. По прибытии на вершину речки малой Шумки найдено по ключу, впадающему в означенную речку в 45 верстах от Златоустовского завода, следующее:
1). Дом, состоящий из трёх комнат с двумя печами, сеней и землянки;
2). в 3-х саженях от этого дома погреб с навесом;
3). в 2-х саженях балаган;
4). в 136 саженях анбар на столбах и
5). в поименованных строениях разные вещи и съестные припасы.
Все деревянные строения, вещи и припасы значутся в прилагаемой при сём описи. Что же касается людей, которые тут проживали, то по сделанному разысканию 1 и 2 чисел октября, как в строениях так и в окрестности, никого из них не оказалось, но надобно полагать, судя по иноческим вещам, сдесь отысканным, что в доме обитали неизвестные люди для богомолья. Для сохранения в целости найденных съестных припасов и вещей до перевозки их в завод, оставлены мною в означенном доме трое полесовщиков».
Спустя некоторое время отыскали и людей, скрывавшихся в этой избушке. Ими оказались демидовский крепостной Афанасий Нагибин и златоустовский мастеровой Венедикт Турушев. А поймали их, кстати говоря, башкиры. Разбирательства шли достаточно долго, пока не сказал своё веское слово Главный начальник горных заводов Уральского хребта генерал-лейтенант В. А. Глинка, отписавший 21 мая 1848 года г-ну Бекману следующее: «Представленное ко мне Вашим Высокоблагородием при рапорте от 1-го минувшего апреля за № 3121-м следственное дело о раскольнике, крепостном крестьянине Суксунского гг. Демидовых завода Афанасии Нагибине и отставном мастеровом Златоустовского завода Венедикте Турушеве, обвиняемых: первый из них в укрывательстве в лесах и других противозаконных поступках, а последний в доставлении Нагибину и другим беглецам пищи, я препроводил в Пермский уездный суд, для суждения по законам раскольника Нагибина, вменив этому суду в обязанность все обстоятельства, касающиеся отставного мастерового Турушева сообщить по принадлежности на рассмотрение Уфимскому Уездному суду. Уведомляя об этом Ваше Высокоблагородие, предлагаю распорядиться: найденный в лесной даче Златоустовского завода дом со всеми к нему при-строями ныне же вовсе уничтожить, материал употребить на заводские надобности, а припасы и вещи, отданные в магазин при Златоустовском заводе, хранить там впредь до решения уездным судом дела».
Как сложилась судьба раскольника Нагибина, неизвестно, а вот бывший златоустовский мастеровой Турушев, не дождавшись суда, умер «от приключившейся болезни» 10 ноября 1848 года.
По свидетельствам краеведов старообрядческие скиты в районе Таганая располагались в труднодоступном месте между Круглицей и Дальним Таганаем. Здесь долгое время даже существовало старообрядческое кладбище, где хоронили «святых» старцев и куда иные златоустовцы ходили поклоняться «мощам». Официальные церковные власти относились к подобным вещам весьма отрицательно и всячески пытались бороться с подобными поклонениями. Так, в «Уфимских епархиальных ведомостях» за 1 августа 1911 года была опубликована статья епархиального миссионера священника Ал. Диаконова «Новоявленные раскольнические подвижники», где писалось: «Гора Таганай со своими скитниками и находящийся по ту сторону Таганая, на горе Исыле, близ речки Келиима, раскольнический монастырь были удобными пунктами для желающих скрыться от преследования начальства за разные преступления и надёжным приютом для бежавших от работ с казённых заводов. Преступники, воры, конокрады и заводские беглые наравне с бежавшими якобы от преследований за древлее благочестие были насельниками этих монастырей, а различные Амвросии, Иринархи, Гурии и Виталии их руководителями».