Первые кресты над куполами в Златоусте
Первые жители и строители Златоуста были людьми русскими, а, значит, православными христианами. Естественно, что первейшей их потребностью являлся храм. Считается, что первая церковь была построена в 1765 году, а предшествующая ей часовня четырьмя годами раньше. Первая часовня была во имя святителя Николая, а храм нарекли Трех-Святительским. Впрочем, в некоторых источниках его также именовали Никольским. В. Шушканов (местный историк и краевед), на основе не дошедших до нас свидетельств, утверждал, что основатели завода Мосоловы очень почитали святого Николая Чудотворца и во всех своих заводах ставили храмы во имя его. А в первой часовне, возведенной на Златоустовском заводе, хранилась привезенная ими из Тулы икона святого Николая. Судя по официальным документам, церковь именовали то Никольской, то Трехсвятительской. В докладе Вятской духовной консистории сказано следующее: «По ведомству Пермского духовного правления, Уфимского уезда с 113 дворами разграблена и сожжена башкирцами и русскими бывшими в злодейской шайке... Трехсвятительской церкви священника Алексея Борисова мая 30 дня 1774 года злодейские Пугачева самозванца сообщники связанного в конце заводской слободы умертвили...».
Заново отстраивая завод на старом поприще, Ларион Лугинин распорядился поставить большую каменную часовню в конце селения. Избежавший казни второй священник Николай Протопопов стал совершать молебны в новой часовне. Ближайшая церковь находилась от завода на расстоянии 140 верст и потому, как писал управляющий заводом Федот Ахматов Епископу Вятскому и Великопермскому Лаврентию, многие духовные нужды жителей оставались без удовлетворения. Ибо не было возможности венчаться и крестить детей. Ахматов просил освятить часовню во имя Николая Чудотворца, надеясь, что ее можно будет преобразовать в храм, поскольку «часовня та немалая и имеет подобие церкви». В послании особо отмечалось, что отец Николай, рискуя жизнью сберег от огня антиминс — плат с частицею святых мощей, и с изображением положения во гроб Иисуса Христа, орудий его казни и четырех евангелистов. Без этой церковной святыни, являющейся обязательной принадлежностью престола, нельзя служить литургию.
А. С. Бурмакин, писавший об истории Трехсвятительской церкви, утверждал, что она была освящена 9 мая 1776 года во имя святого Николая, а чуть позже к ней была пристроена каменная колокольня. Он приводил и другие разноречивые данные, оставляя их без комментариев. В церковной летописи 1868 года, по его словам, сказано: «Время постройки сей церкви достоверно неизвестно: полагают же, что построена она вскоре после Пугачевского бунта вместо бывшей до того и сожженной бунтовщиками деревянной Никольской церкви». Приведенная им выписка из клировых ведомостей 1872 года гласит: «Главный придел Трехсвятительской устроен Лугининым в 1775-1779 годах и освящен в 1779 году ... придел во имя святого Николая устроен в 1780-86 г. И освящен 1 октября 1786 года по благословению Великопермского Епископа Пермским протоиереем Антонием...». Далее Бурмакин указывал, что в храме этом хранилось большое Евангелие в тяжелом, до 20 фунтов весом, чеканном серебряном окладе, украшенном несколькими иконами. На титульном листе этого творения местных умельцев написано было следующее: «Сия книга Евангелие принадлежит Златоустовского завода к Никольской церкви со оруженною иждивением господина заводчика Лариона Лугинина тщанием же и трудами заводского управителя Федота Ахматова 1783 года». Трудами того же Ахматова был приобретен для храма и массивный напрестольный серебряный крест художественной работы. Эти священные реликвии были изъяты большевистскими властями наряду с другими церковными ценностями в 1921 году под предлогом помощи голодающим. Причем, обещание вернуть Евангелие церкви, как историческую ценность, после снятия серебряного оклада, не было исполнено.
Во время Лугинина были изготовлены и все колокола, за исключением самого большого, отлитого в 1829 году. Весь комплект колоколов был выдержан в одном стиле и гармоничен по звуку. На полиелейном колоколе имелась надпись: «Лит сей колокол в граде Тюмени. Сделал Алексей Шмонин. Весом 90 пудов. В 1784 году» и изображение святого Николая с мечом в руке. Из летописи известно также, что Лугининым был доставлен в Златоустовский завод старинный колокол, отлитый в 1664 году в Любеке.
В 1804 году Трехсвятительский храм серьезно пострадал от пожара. Владевший тогда заводом Андрей Кнауф восстановил храм за свой счет, причем его верхняя часть была изготовлена из дерева. В 1805 году обновленный храм был заново освящен Епископом Оренбургским и Уфимским Преосвященным Амвросием. Александр Афанасьевич Кандрицкий, первый протоиерей, назначенный в Златоустовский завод, в 1810 году писал: «Церковь в имя Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста... снизу каменная, а сверху деревянная с приделом Николаю Чудотворцу, отштукатуренная; по сгоранию оной обновлена в 1805 году иждивением Московского купца Андрея Кнауфа и частично на церковные суммы, на земле, принадлежащей Златоустовскому заводу; по примеру прочих православных... церквей видом прилична с благолепным украшением, сосуды серебряные, книги церковные... и прочим, что для церкви потребно, снабжена. Прихожане крепостные крестьяне заводские отданные в вечное владение господину Московскому 1-й гильдии купцу А.А. Кнауфу. Государственных, экономических и удельных крестьян не имеется. В приходе дворов 954, в них душ мужских 2514, женских2670... Принадлежащих горному правлению мужчин 18, женщин 19. Военнослужащих принадлежащих к горной команде 12... Солдаток у которых мужья взяты в рекруты 48...»
После того как завод стал казенным, церковь содержалась за счет горного ведомства. Примечательно, что в разработанном во времена правления Екатерины II Горном уставе, роль церкви была определена следующим образом:
«Хотя всякому человеку по должности паче всего о душе прилежать нужно; но в горных работах, где люди наибольшее время под землею добыванием руды и при огне к произведению металла упражняются, более о том памятовать и богобоязненно в жизни своей содержаться должны; того ради должно ему прилежно надзирать, чтоб все подчиненные по закону Христианскому поступали и во слове Божии поучались; для которого, ежели где при заводах и по близости церквей нет, оныя по состоянию места и множества людей вновь построить, добрых священников от Архиреев требовать, надлежащие книги и доходы снабдить, всех жителей в надлежащее время в церковь к слушанию слова Божия ходить понуждать...».