Постройка каменной колокольни в Златоусте
Между тем с освящением собора дела строительные отнюдь не закончились. Неподалеку от храма было решено выстроить высокую колокольню. И вновь мастеровые и другие нижние чины Златоустовского завода и Оружейной фабрики согласились на то, чтобы в течение двух лет жертвовать на колокольню по 10 копеек с каждого рубля ежемесячного заработка. Правда, в марте 1842 года старообрядцы (а их на Урале, в том числе и на Златоустовском заводе, было в те времена довольно много) обратились к горному начальнику с просьбой не вычитать у них деньги, поскольку они на это своего согласия не давали. На что 24 марта последовало довольно энергичное решение: «Как просители не единоверцы и состоят в поморской секте, как и в
прежнее время, подобный вычет на церковь с них производился, то на основании сего, отказать им в настоящей просьбе». Впрочем, пожертвования пожертвованиями, а со строительством колокольни повторилась примерно та же история, что и с собором — горный начальник вновь попросил денег в казне. И вновь после долгих согласований получил дополнительную сумму (однако две трети средств, потраченных на колокольню, все-таки составили пожертвования златоустовских мастеровых!). Любопытная подробность: обосновывая свою просьбу о выделении казенных средств, горный начальник указывал, что в нижнем этаже колокольни можно с удобством поместить главное заводское казначейство, для которого пока нет приличного помещения (не располагаю точными сведениями относительно заводского, но известно, что в кладовой с южной стороны в 1881–1883 гг. находилось уездное казначейство).
16 апреля 1842 года архитектор Тележников представил проект колокольни, к концу ноября 1842 года были получены все необходимые разрешения и благословения, а 17 июля заключен контракт с прежними подрядчиками Токаревыми. Строительство колокольни началось летом 1843 года и велось пять лет. Горный начальник Златоустовских заводов полковник П. П. Бекман (Аносова в начале 1847 года с повышением перевели в Томск) 22 июля 1848 года докладывал в Екатеринбург, что «в Златоустовском заводе покончена постройкою при новой Свято-Троицкой церкви каменная колокольня», а также просил прислать для ее освидетельствования чиновника. В октябре того же года колокольня была освидетельствована архитектором Уральского горного правления Турским (его предшественник М. П. Малахов умер в 1842 году). Вскоре после завершения строительства собора и колокольни безымянная дотоле городская площадь стала официально именоваться Свято-Троицкой.
Пятиярусная колокольня располагалась с западной стороны собора, неподалеку от главного входа в храм. Ее высота составляла 34 сажени (72,5 м). Это было самое высокое здание в Златоусте на протяжении более восьмидесяти лет. Впрочем, не только в Златоусте. Когда в 1865 году образовалась Уфимская губерния, а Златоуст стал уездным городом, колокольня златоустовского Свято-Троицкого собора стала самым высоким зданием во всей губернии! Возможно, что колокольня СвятоТроицкого собора была и самым высоким зданием на Урале в те времена, во всяком случае она была на 6,5 метров выше самого высокого сооружения в столице всего горнозаводского Урала — 66-метровой колокольни екатеринбургского кафедрального Собора Во Имя Явления Господня. К слову сказать, златоустовская колокольня не многим уступала и знаменитой колокольне Ивана Великого в Московском Кремле, высота которой 81 м. Внутри колокольни для подъема на звонницу была устроена деревянная винтовая лестница. В звоннице располагалось 8 колоколов от самого маленького весом в 1/2 пуда (8,19 кг) до самого громадного в 370 пудов (6 тонн 60 кг). Справедливости ради следует заметить, что хотя самый большой соборный колокол и весил 370 пудов, для России того времени это далеко не самый крупный — во многих монастырях были колокола весом более 1000 пудов, отливались и совсем огромные — в 2000 пудов и даже 4000 (большой успенский). А вот если сравнивать с Европой, то можно сказать, что златоустовский колокол был лишь в два с небольшим раза меньше по весу самого большого колокола собора рижской Богоматери (800 пудов) или колокола знаменитого собора Свя-того Петра в Риме (835 пудов). Интересно описание некоторых колоколов Свято-Троицкого собора, зафиксированное в записях златоустовского краеведа Н. К. Тимофеева: «Большой колокол имеет 4 рельефа, окруженные ангелами и орнаментом изображения святых икон: на север — Казанской Божией Матери, на восток — Святой Троицы, на юг — Св. Зосима и Савватия Соловецкого чудотворца, на запад — Воскресение Христа. Второй колокол имеет 3 рельефа изображения Св. икон, украшенных по сторонам ангелами и орнаментами: с севера — нерукотворный образ, с востока — Архангела Михаила и Василия великого, с юга Св. Божией Матери. Третий колокол имеет 2 рельефных изображения: на запад — Спасителя, на юг — трех Святителей». Большой колокол был отлит в Шадринске в 1859 году специально для храма Златоустовского завода, о времени отливки второго колокола данных, к сожалению, нет, а вот третий колокол, о котором шла речь выше, был отлит мастером Александром Шмотиным еще в марте 1828 года.
Сооружение и благоустройство собора с колокольней обошлось в 1150541 рубль и 2 1/2 копейки ассигнациями, из которых 117541 рубль 2/2 копейки (78 %) было пожертвовано разными лицами, а 33000 рублей (22 %) ассигновано министром финансов. По тем временам это было достаточно дешево!