Россия колокола — на пушки, а Златоуст наоборот
С окончанием строительства Свято-Троицкого собора (1842 год) старую Трех-Святительскую церковь решено было обратить в кладбищенскую. Со временем она окончательно обветшала, а растущему городу одного храма, даже такого большого, как Свято-Троицкий, было мало. В 1870 году был заложен, а в 1875 освящен храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Эта небольшая церковь, кирпичная и оштукатуренная, с шатровой крышей, пятью маленькими главками и встроенной колокольней, стояла на площади возле Нижне-Заводского пруда. В ее приходе числилось 458 дворов или около 2300 прихожан из Закаменки и прилегающих улиц.
В том же 1875 году была разобрана до основания церковь Трех Святителей и на прежнем месте начали возводить новую. Через пять лет возрожденный храм был освящен Епископом Уфимским Никанором. В приходе Трех-Святительской или же Никольской церкви, как ее называли в народе, в конце XIX века состояло около 5 тысяч горожан. До 1881 года Трех-Святительская и Петро-Павловская церкви были причислены к Свято-Троицкому собору, а затем стали самостоятельными.
Приписанные к собору жители Ветлуги в 1880 году вознамерились обзавестись собственным храмом. Однако, строительство заложенной в том году церкви, затянулось. К 1888 году был закончен лишь фундамент, а к 1893 году кирпичные стены поднялись до половины окон. Пожертвований, собираемых в народе, было слишком мало. Но вот в 1893 году, на казавшийся уже безнадежным, долгострой обратил внимание возглавлявший Уфимскую епархию Преосвященный Дионисий. Епископ пожертвовал на постройку тысячу рублей и распорядился о выделении такой же суммы из средств Свято-Троицкого собора и Трех-Святительской церкви. Благодаря доброму почину архипастыря следом потекли обильные лепты мирян, и уже в октябре 1894 года работы были завершены, и Владыка Дионисий собственноручно освятил храм.
Иоанно-Предтеченская церковь была невелика, но очень красива — и внутри и снаружи. Краснокирпичное здание, украшенное фигурной кладкой, утопающее в зелени деревьев, стояло на пригорке у Тесьминского моста. Главной достопримечательностью храма Иоанна Предтечи стали колокола, изготовленные литейщиками Златоустовского завода. Больше ни один храм в России, да и во всем мире не имел стальных колоколов. Если Петр I повелел переплавлять бронзовые церковные колокола в пушки, то златоустовские мастера сумели отлить колокола из той же замечательной своей стали, что шла на приготовление пушек и клинков. Звенели необычные колокола столь же красиво, как бронзовые с обычной добавкой серебра. Число прихожан, не доходившее поначалу и до 2 тысяч, со временем возросло за счет населения станции.
После того, как в районе станции Златоуст вырос большой поселок, встал вопрос о строительстве здесь своей церкви. Храм, нареченный во имя святого Симеона Верхотурского, праведника и чудотворца, также был построен народом. Большая часть рабочих и служащих железной дороги регулярно отчисляла часть своего заработка на возведение церкви. В 1902 году на возвышенности у моста, перекинутого через железнодорожную выемку, вырос бревенчатый Симеоновский храм. Шестью годами позже церковное здание было расширено, а в средней части поднялся восьмигранный купол. В 1912 году при нем была возведена колокольня, а в 1915 году стены церкви были опалублены и покрашены. Тогда же она была обнесена красивой изгородью.
Златоустовские православные храмы периодически ремонтировались, а порой и подвергались реконструкции. В 1904 году Петро-Павловская церковь получила придел во имя великомученицы Варвары, а в 1908 году к ней был пристроен третий придел — во имя святых Жен Мироносиц.
Кроме перечисленных пяти православных храмов в городе имелись небольшие церкви, не имевшие своих священников. В здании тюремного замка, как официально именовалась маленькая городская тюрьма, находившаяся в центре города возле завода, располагалась, приписанная к собору, церковь Иоанна Воина. Ее освятили в 1893 году на месте прежней тюремной часовни. Служба в этом храме велась по воскресным и праздничным дням. Арестанты допускались только к Литургии, а к всенощным бдениям приходили вольные горожане. После того, как в 1909 году за станцией была построена новая тюрьма, старая была закрыта, и церковь Иоанна Воина перестала существовать.
А устроенная в новом тюремном здании церковь Александра Невского была приписана к Симеоновскому храму. Примерно в это же время при построенной Свято-Троицким братством богадельне, где доживали свой век одинокие и немощные престарелые, была освящена церковь во имя Святителя Иоанна Златоуста. Располагалось это богоугодное заведение на Уреньге возле городского кладбища. Златоустовская церковь приписана была к Свято-Троицкому собору. Свою собственную, как тогда говорили, домовую церковь имело среднее механико-техническое училище. Она помещалась в специально построенном помещении на втором этаже над аркой и имела небольшой купол с крестом. Обслуживалась эта церковь причтом собора.
В расквартированном в Златоусте 196-м Ижорском пехотном полку тоже была своя полковая церковь, где службу вел полковой священник Николай Резанов.