Православное братство против раскола
В своем очерке «Уфимская епархия» 1899 года его составитель преподаватель Уфимского духовного училища И. Златоверховников сообщает, что «всего же в Уфимской епархии было до 28,5 тысяч раскольников». «...Главными очагами раскола в нашем крае являются заводы, и наибольший контингент раскольнического населения Уфимской губернии приходится на уезды Уфимский и Златоустовский <...> Несмотря на энергичные действия против раскола со стороны Епархиальной власти и православных пастырей, вредная пропаганда его сильно сказывается среди простого народа как в местностях, отдаленных от православных церквей и пастырей, так и в близких к главным притонам раскола. Так, например, склонный к суевериям простой народ легко вводится в заблуждение раскольниками, которые утверждают, что привитие оспы есть печать антихриста, и невинные дети, делаясь жертвой пагубного суеверия своих родителей, мрут ежегодно от оспы сотнями; многие раскольники не признают таинства брака... глумятся над неразрывностью брачных уз... — и в результате ежегодно увеличивается в епархии число бракоразводных дел; как следствие легкого отношения раскольников к таинству брака, является среди них разврат».
Особенно важным орудием борьбы с расколом являются, по мнению автора очерка, просвещение, школа. «Уфимское Епархиальное Братство, стоя на страже православия, учредило в 1897 году должности епархиального и уездного противораскольнических и противосектанских миссионеров... составило инструкции приходским священникам по отношению к раскольникам и рекомендовало местному Епархиальному Миссионерскому Комитету озаботиться выпиской некоторых брошюр противораскольнического содержания». Автор также обращает внимание на тот факт, что «Противораскольнических и противосектанских церковных библиотек в Уфимской епархии нет: за исключением библиотеки при Златоустовском соборе, которая существует уже более 50 лет и заключает до 200 томов старопечатных и старорукописных книг, особенно важных для борьбы с лжеучением раскола».
С целью распространения духовного просвещения в крае и противодействия расколу 26 мая 1868 года в Златоусте было открыто православное Свято-Троицкое братство, куда входили представители духовенства и прихожан. В октябре 1872 года братство устроило дом для воскресных бесед, где каждое воскресенье, кроме страдной поры, священники вели беседы с паствой. На эти беседы захаживали старообрядцы. В результате случаи уклонения православных в раскол прекратились совершенно, в то время, как немало староверов обратились в православие. В1893 году к православной церкви присоединился священник Белокриницкой иерархии — одной из главных сект старообрядчества, Памфил Медведев. Осиротевшая его община год не могла потом прийти в себя. Его примеру последовало несколько семей из числа его паствы, и сам Медведев вел впоследствии большую миссионерскую работу, став священником одной из церквей Пермской епархии.
Свято-Троицкое братство активно участвовало в народном просвещении. Оно открыло и содержало две начальные церковно-приходские школы. В 1908 году братство построило и открыло для неимущих стариков всех вероисповеданий богадельню. Церковное братство небезуспешно действовало в городе почти четверть века.