Единоверцы и «Единовер» в Златоусте
На особом положении находилась единоверческая церковь, созданная для привлечения в лоно синодальной церкви, ценою некоторых уступок старообрядцев. Единоверческий храм, построенный в 1844 году на средства казны, именовался также, как и собор, — Свято-Троицким. Эта белокаменная церковь, пятиглавая, с колокольней стояла на берегу Нижне-заводского пруда. Находилась она неподалеку от Тагильских улиц, а основную массу ее прихожан составляли потомки «тагильцев», поэтому в народе ее называли Тагильской. Храм этот считался одним из богатейших, так как среди его прихожан было немало купцов и промышленников.
В приходе Свято-Троицкой единоверческой церкви по данным 1862 года числилось мастеровых Златоустовского завода 115 дворов — 590 душ общего пола, купцов и мещан 14 дворов — 60 душ, кроме того, в деревнях, заводах и казачьих станицах 207 дворов, в них 1075 душ. Это был единственный тогда единоверческий храм на всю округу, и к нему были приписаны единоверцы, проживавшие даже за пределами Златоустовского горного округа.
Число единоверцев постепенно росло. Если в 1842 году их на заводе было 149, то к 1909 году в Златоусте их проживало 1255 человек, а по уезду числилось еще более 7 тысяч. Завод длительное время содержал отдельную школу для детей единоверцев.
На своем кладбище в Закаменке старообрядцы, перешедшие в единоверие, сначала устроили часовню, а затем небольшой женский монастырь. Их община именовалась во имя знаменитой иконы Божьей матери Тихвинской. В 1917 году при монастыре была возведена небольшая деревянная церковь. Так получилось, что этот храм оказался единственным уцелевшим в Златоусте. Ныне это Свято-Троицкая церковь.
В 1849 году для борьбы с расколом был открыт Златоустовский Воскресенский единоверческий общежительский мужской монастырь. Основание обители совершилось при таких обстоятельствах. Некто Василий Гордеев — из крестьян села Ярославки Златоустовского округа — раскольник, перешедший потом в православие, возымел желание устроить в этой местности монастырь для противодействия царившему расколу. Для этой цели казною было отведено 110 десятин земли. Образовался монастырь из скита (Юрюзанского) повелением императора Николая I.
Монастырь располагался в живописной местности Златоустовского уезда неподалеку от Кусинского завода. В деревянной ограде его стояла деревянная церковь в честь Воскресения Христова и корпус с келиями. В церкви находилась особо чтимая древняя икона Спаса Нерукотворенного, с которой братия обходила вокруг монастыря крестным ходом в день Святого Духа. Алтарный антиминс был освящен еще в 1652 году архиепископом Маркелом Вологодским и Великопермским. Древнее Евангелие, издания 1637 года, пожертвовано митрополитом Московским Филаретом. Было там и много других богослужебных книг, издания 1606—1656 годов, пожертвованных разными лицами игумену монастыря Иоанну, перешедшему из раскола в единоверие.
Служба в монастыре отправлялась по уставу до реформы патриарха Никона. Как отмечалось позже: «В монастыре соблюдалось истовое служение по древнему чину, как ни в одном старообрядческом монастыре России». Это привлекало в него немало раскольников различных толков, избиравших жизнь иноков. Для удобства монахов во время строительства Самаро-Златоустовской железной дороги в 6 верстах от монастыря была устроена особая монастырская платформа «Единовер». Управлял монастырь архимандрит. К началу 1898 года монастырская братия состояла из настоятеля — игумена, 1 иеромонаха, 1 иеродиакона, 2-х монахов и 20-ти послушников.