Описания внутреннего убранства Свято-Троицкого собора
К сожалению, не сохранилось ни одной фотографии внутреннего убранства Собора. И сегодня его характер можно представить только по немногочисленным свидетельствам людей, видевших Свято-Троицкий собор во всем его великолепии.
Вот несколько суховатое описание М. В. Бурдукова, позаимствованное из его рукописи «Город Златоуст Уфимской губернии в географическом, историческом, промышленном и бытовом отношениях» (1896 г.): «Купол и стены внутри храма расписаны: первый — клеевыми, и последние масляными красками; на стенах, колоннах и оконных простенках (в куполе) помещены изображения Святых, а также и картины из Евангельской истории, в громадном размере. Пол в храме чугунный, штучный, производства заводов местного горного округа (Саткинский, Кусинский, Златоустовский)».
В. Е. Боков в уже упоминавшейся выше книге (1904 г.) пишет: «Каждый приезжающий в Златоуст невольно останавливает свой взор на красивом, великолепном, художественно построенном храме и отдельно стоящей колокольне. Вход в него не давит молящихся, как это наблюдается даже в одном из столичных соборов, стоящем больших миллионов. Взору молящегося сразу видны: все три иконостаса и горделиво роскошно поднимающийся купол; ничто их не закрывает, ни колонны, ни связи, как это, повторяю, к сожалению, замечается в некоторых богатых кафедральных соборах. Художественная резьба не потеряла своего великолепия и в настоящее время. Прекрасная живопись, изящные люстры-паникадила — составляют полную гармонию с величием Собора. Света вполне достаточно, и если принять во внимание, что семьдесят лет назад освещению еще мало придавалось значения, то нужно будет признать, что и в этом отношении Собор не пострадал. В акустическом отношении ничего лучшего желать нельзя».
Особо следует рассказать о нескольких знаменитых в Златоусте того времени иконах, находившихся в Свято-Троицком соборе. Во-первых, это икона Иверской Божией Матери, а если быть абсолютно точным — копия с копии Иверской иконы Божией Матери, величайшей святыни Афона — центра православного монашества (Афон, Святая гора — полуостров на северо-востоке Греции, где расположено свыше 20 монастырей, существующих с Х века). В 1648 году точная копия с Иверской Иконы Божией Матери была привезена в Москву и помещена в часовне у Воскресенских ворот. Эта икона стала одной из самых главных московских святынь, во время наполеоновского нашествия ее увезли во Владимир, затем икона вновь вернулась в первопрестольную. Именно с нее сняли точную копию, которая затем стала одной из главных святынь теперь уже далекого уральского заводского поселка Златоуста. Как отмечает в своих заметках М. В. Бурдуков, эта икона была «особенно чтимая в Златоусте». Два образа («Собор Архистратига Михаила» и «Святитель Николай») были преподнесены в дар собору от 7-го линейного Оренбургского батальона, расквартированного в середине XIX века в Златоусте. Иконы эти были в «сребро-позлащенных ризах, киотах с резьбой и под стеклянными футлярами». Образ «Преображения Господня» (художественной академической работы, написанный на полотне) был поставлен в Соборе в память «избавления от смерти при злодейском покушении на жизнь Государя Императора Александра 2-го, в 4 апреля 1866 года», о чем и гласила надпись под иконой (имя этого российского монарха было памятно златоустовцам по 1837 году, о чем пойдет речь чуть ниже).
Нельзя не сказать и о гордости Свято-Троицкого собора — большой библиотеке старопечатных и рукописных книг 17-18 веков. Приведу несколько названий, упомянутых в рукописи М. В. Бурдукова: «Книга о правой вере», издания 7156 года (1648), «Кириллова книга», изд. 7152 (1644); «Малый катехизис», изд. 7157 г. (1649); «Кормчая» изд. в 7157 г. (1649); «Скрижаль» переведена с греческого подлинника и напечатана в 7154 г (1656); «Алфа и омега» или изложение о разных религиозных предметах, изд. в 1786; «Пращица противо вопросов раскольников» Питирима, Епископа Нижегородского, изд. 7261 (1752); «История об отцах и страдальцах Соловецких», тут же и челобитная, списанная с челобитной Соловецкого монастыря, изд. 1788; «Щит веры» (соч. Тимофея Андреева), рукописная, полууставом.