Высочайшие визиты в Свято-Троицкий собор
Свято-Троицкий собор привлекал внимание многих известных российских деятелей, посещавших Златоуст в разные годы. Начать здесь, пожалуй, можно с великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II, который останавливался в Златоусте 7–9 июня 1837 года во время своего длительного путешествия по России. Наследника российского престола сопровождал его наставник, известный русский поэт Василий Андреевич Жуковский. На одном из карандашных рисунков поэта, где изображена площадь в Златоусте перед домом горного начальника, почти у самого левого края видны довольно высокие строительные леса. Нетрудно догадаться, что это изображено строительство собора, который летом 1837 года был доведен до его верхней части. Очевидно, что среди прочего цесаревич не преминул познакомиться и с тем, как идет сооружение храма.
Весной 1845 года, во время своего визита в Златоуст, собор посетил герцог Максимилиан Лейхтенбергский, супруг дочери Николая I — Марии, Президент императорской Академии художеств и главнозаведующий Петербургским горным институтом. А 21 год спустя, в 1866 году, в Златоусте побывал его сын, внук Николая I, князь Николай Максимилианович Романовский, который не только имел высокий чин генерал-адъютанта, что не удивительно при его происхождении, но и занимался химико-кристаллографическими исследованиями и был президентом минералогического общества. Другой внук императора Николая I, третий сын Александра II великий князь Владимир Александрович посетил Златоуст 4 июня 1868 года. По свидетельствам очевидцев 21-летний великий князь первым делом по приезде побывал в Соборе. Последним августейшим посетителем Свято-Троицкого собора стал племянник Владимира Александровича, последний российский самодержец Николай II. Он приехал в Златоуст 30 июня 1904 года. Поводом для поездки стала отправка на русско-японский фронт 214-го Мокшанского и 282-го Чернореченского полков. В Златоусте император устроил смотр полкам и отстоял службу в Свято-Троицком соборе.
В летописи собора зафиксированы посещения и других высокопоставленных лиц, среди которых четыре министра государственных имуществ (Петр Александрович Валуев — 17 июля 1875 года, князь Андрей Александрович Ливен — 13 августа 1880 года, Михаил Николаевич Островский — 7 июля 1884 года и Алексей Петрович Ермолов — 28 августа 1895 года) и министр финансов Сергей Юльевич Витте, побывавший в соборе в 4 часа 40 минут пополудни 24 августа 1896 года. Замечу, что частое посещение Златоуста министрами государственных имуществ было оправданным, поскольку Горный департамент, в ведении которого находились все горные округа России, с 1874 по 1905 год находился в составе Министерства государственных имуществ.
По всей вероятности, побывал в Свято-Троицком соборе и Верховный правитель России адмирал Александр Васильевич Колчак, который в первой половине 1919 года посетил Златоуст и ознакомился с производством снарядов на заводе.
Отмечены в летописи Свято-Троицкого собора и посещения его епархиальными епископами. Вот что написал в книге посещений Преосвященный Никанор Епископ Уфимский и Мензелинский, побывавший в Златоусте с 24 июня по 1 июля 1880 года: «Собор один из замечательнейших храмов в целой епархии; он лучше своей славы, даже в акустическом отношении. Архитектура редкой стройности, редкого величия». Бывали в знаменитом златоустовском храме и другие высокие священнослужители: Епископ Уфимский и Мензелинский Петр (1868), Епископ Уфимский и Мензелинский Дионисий (1884, 1885, 1887, 1891, 1893, 1894 годы), Епископ Оренбургский и Уральский Макарий (1894 год), Епископ Уфимский и Мензелинский Иустин (1897 год), Епископ Уфимский и Мензелинский Анатолий (1900 год). Замечу, что среди епархиальных епископов, побывавших в разные годы в Свято-Троицком соборе, есть личности весьма известные в российском православии. Владыка Петр (Федор Екатериновский) окончил Московскую духовную академию, автор нескольких книг, после Уфы был Епископом Томским. Преосвященный Никанор (Александр Иванович Бровкович) после окончания Санкт-Петербургской духовной академии был ректором Казанской академии, епископом в Уфе, затем — в Одессе. Он автор многочисленных богословских сочинений, важнейшее из которых «Позитивная философия и сверхчувственное бытие» (1875–1888). О Преосвященном Дионисии (в миру — Дмитрий Васильевич Хитров) можно было бы написать целую приключенческую повесть: в 26 лет, назначенный священником походной церкви, он совершил в течение десяти лет миссионерское путешествие в 9130 верст по верхней, средней и нижней Колыме, а позднее составил и издал в Москве азбуку и грамматику якутского языка и перевел на якутский язык многие книги Нового и Ветхого заветов, служебник, требник, часослов. Позднее Дионисий был Епископом Якутским и Вилюйским, многократно предпринимая путешествия по своей епархии, побывав даже на Чукотке. С 1883 был перемещен на уфимскую кафедру. О своих поездках по Уфимской епархии Дионисий оставил обстоятельные записки, опубликованные в «Уфимских Епархиальных Ведомостях». Епископ Уфимский и Мезелинский Иустин (Михаил Полянский) — духовный писатель, магистр Киевской духовной академии, его полное собрание сочинений составляет 12 обширных томов.