Река Ай
Среди многочисленных рек Златоустовского Урала самая протяжённая и многоводная — река Ай. Она берёт начало на болоте Клюквенном между хребтами Ягодный (с юга) и Уреньга (с севера) на высоте около 880 м, в 70 км к юго-западу от центра г. Златоуста и впадает в реку Уфу (правый приток реки Белой) в урочище Усть-Айск на высоте около 160 м.
В пределах Челябинской области в Ай впадает 54 притока длиной более 10 км. На территории Златоуста притоки Ая справа — Бажегитовка, Семибратка, Весёлка, Маршаловка, Балашиха, Есаулка, Чёрная речка, Тесьма, 1-я Каменка, 2-я Каменка, 3-я Каменка, Губенка; слева — Юрак, Громатуха, Чувашка, Сал-танка, Куваш.
Из рек Челябинской области Ай — четвёртая по протяжённости и обладает наибольшим расходом воды — на выходе из пределов области в пункте Лаклы его значение составляет 42,3 м3/сек, в районе Златоуста — 8,5 м3/сек. Важнейшие характеристики Ая в районе Златоуста: средняя дата ледостава — 31 ноября, ледохода — 17 апреля, средняя продолжительность ледостава 169 дней, наибольшая толщина льда до 90 см (март), наиболее многоводный месяц — май (38% годового стока), наименее — февраль (1,4% годового стока), средняя наибольшая температура воды 19,5 °С (июнь). Сток Ая регулируется 9 прудами и водохранилищами с общей площадью зеркала 21,9 км2 и объёмом 66,4 млн м3.
Широкомасштабное хозяйственное освоение Ая началось во второй половине XVIII века с постройкой Златоустовского завода. В промышленных целях использовалась гидроэнергия реки (водяные колеса через сложные системы трансмиссий приводили в действие станки завода). По Аю (далее Уфа—Белая—Кама—Волга) в период весеннего половодья на барках сплавлялась готовая продукция Златоустовского завода, позднее — заводов Златоустовского горного округа (вплоть до завершения строительства Самаро-Златоустовской железной дороги в 1888—92 годах). О масштабах перевозок говорят такие цифры: в 1870 году от Злато-устовской пристани ушло 19 судов с 210 565 пудами грузов (3370 тонн). В нижней части Златоустовского завода, там, где Ай круто поворачивает у юго-западного отрога Косотура, на левом берегу были Большая и Малая Барочные и Пристанская улицы, где снаряжались барки. Ныне на месте этих улиц производственные корпуса АО «Булат». В XVIII—XX вв. по Аю и его притокам (Кувашу, Весе-ловке, Семибратке, Юраку) проводился молевой сплав леса для нужд Златоустовского завода. В верховьях Ая (в районе посёлков Верх-неайского, Семибратки, Плотники и Старого Юрака) были сооружены водохранилища, откуда вода сбрасывалась в период сплава и в случае заторов в труднопроходимых местах. Сброс воды обеспечивался шлюзами. Подготовка к сплаву начиналась зимой: по зимним дорогам из лесосек к берегам сплавных рек вывозился и складировался в штабеля деловой лес и дрова. Весной пес шёл до пунктов назначения, где поступал в запани — специально огороженные участки на воде для его хранения. Одна из запаней находилась в верховьях Златоустов-ского пруда близ посёлка ЦУП, другая в низовьях реки Куваш, где работали углевыжигательные печи. Последний лесосплав в Златоусте прошел в 1960 году. Сегодня роль Ая как транспортной артерии сошла на нет, однако по-прежнему Ай имеет существенное значение в водоснабжении значительной части территории Челябинской области и Республики Башкортостан.
На берегах Ая 60 населённых пунктов (13 — в Челябинской обл.): города Златоуст и Куса (Челябинская область); районные центры — сёла Месягутово и Большеусть-икинское (Республика Башкортостан), 55 сельских населённых пунктов (11 — в Челябинской области). Общая численность населения, проживающего на берегах Ая, составляет около 250 тысяч человек (в пределах Челябинской области около 230 тысяч человек — 92%).
Детальные гидрологические исследования Ая начались в первые десятилетия XX века. Б 1917 году для целей энергетики Управлением внутренних водных путей Ай был обследован от Златоуста до устья: проведены глазомерные съёмки и промеры глубин и продольная нивелировка наиболее интересных участков. В 1932—65 годах действовал водомерный пост в районе Златоуста, с 1965 года — в районе деревни Веселовка.
Название реки не имеет однозначного толкования. В переводе с башкирского ай — «луна» (месяц). Вероятно этот чтимый у древних башкир небесный образ нашёл отображение в имени живописной реки: Ай — «лунная» в значении «красивая», «светлая», как луна. Одним из первых подобную версию высказал в XVIII веке историк и географ В. Н. Татищев («Ай имя татарское Светлая»). По версии башкирского ученого Р. Г. Кузеева, название реки произошло от этнического именования Ай или айде (айле), принадлежащего родоплеменной группе, некогда расселённой в бассейне реки, имевшей родовой знак (тамгу) в виде полумесяца (ай). Б словаре топонимов Башкирской АССР слово «ай» приводится в значении «река», «рукав реки», «приток реки». Слово «ай» находит соответствия в финно-угорских словах «ой», «оя», «уй» — «ручей», «ложбина» «долина» и обнаруживается на других территориях. Возможно, оно было принесено в наш край пришедшими сюда в древности дотюркскими племенами, а позднее использовано башкирами. В настоящее время гидроним Ай закрепился во вторичных топонимах: урочище Усть-Айск (Дуванский район, Республика Башкортостан), железнодорожная станция Ай (Южно-Уральская железная дорога), деревня Верхний Айск (Саткинский район), улицы Айские (Златоуст).
Комментарии