Как работали в войну
5-го января 1942 года я приступила к работе технолога в инструментальном цехе завода имени В. И. Ленина. Позднее работала начальником технического бюро этого же цеха. Работали не менее 12 часов в сутки, кроме этого часто вызывали и ночью для решения возникших производственных вопросов, выходные представлялись не чаще двух раз в месяц.
В цехах было очень холодно, руки прилипали к металлу. В нашей комнатке была установлена печка, около которой грелись все по очереди, а в редкие минуты пекли картошку. Чертежи оформлялись на тонкой сульфитной бумаге (жёлтой), читать их было трудно, а при плохом освещении — практически невозможно. Лампочек у станков не было, горели только высоко на потолке и редко расположенные.
Работать было очень трудно. Голодные, замёрзшие, плохо одетые. Помню такой случай. Завхоз цеха пришёл в отдел и бросил мне на стол лосевые рукавицы и оказал, иди к начальнику цеха и проси у него кусок текстурного ремня, принеси из дома кусок тряпки на подкладку и я тебе сошью туфли. И свое слово сдержал — в этих туфлях я проходила всю войну. Завхоз у наг был из ополченцев, я его ни о чём не просила, а он сам проявил заботу обо мне. Взаимовыручка, забота об окружающих согревали нас и давали возможность выжить.
Была введена карточная система: рабочий получал 800 грамм хлеба, в день, служащий — 450, дети — 300, иждивенцы — 200 грамм. Началась дистрофия. Рабочие умирали прямо у станков. Бюллетени выдавали при температуре выше 39 градусов. Голодные, больные рабочие неделями не отходили от станков: «Дать фронту всё для Победы!».
Большую часть зарплаты отдавала на военные займы, в фонд обороны, на строительство танков, самолётов и т. д. Отрывали талоны от своих карточек, чтоб их отоварить и собрать посылку на фронт для бойцов, свято веря в то, что это поможет быстрее победить врага. А это значит — оторвать 100 грамм сахара от месячной нормы в 500 грамм или отдать единственный кусочек мыла, последние носки или варежки, шапку. Несмотря на большие трудности посылки на фронт отправлялись часто. Немного полегче стало жить, когда за перевыполнение нормы выработки давали УДП (усиленное дополнительное питание), а это 100 грамм хлеба и тарелка супа или каши. Несмотря на трудности, мы и отдыхали, ходили в кино, театр, выезжали в лес; устраивали вечера, собирая для этого всё дополнительное питание.
В ночь на 9-е мая 1945 года, в три часа, была объявлена Победа. Утром, перед началом смены в цехе, а позднее в заводе, у главной проходной состоялся митинг. Ликование, радость. Были открыта Басенькие ворота и народ повалил на площадь. Музыка, смех, слёзы — всё было в этот день. Был объявлен выходным днём — 9 мая 1945 года. На следующий день работа продолжалась в том же темпе — предстояла война с Японией.
Работала я в инструментальном цехе до 13 апреля 1948 года, после чего была назначена начальником бюро стандартизации завода, позднее реорганизован в отдел стандартизации. В службе стандартизации проработала 29 лет 8 месяцев.
Г. Кудряшова, ветеран труда.
Воспоминания написаны в 1995 г. Публикуются впервые.