Фронтовое задание
Я начал свою трудовую деятельность на заводе им. В. И. Ленина учеником токаря машиностроительного цеха № 9 в 1941 году. Можно считать, что я потомственный труженик этого коллектива — вся моя семья: мать, отец, сестра и брат тоже работали на этом заводе.
Да, много дел переделано, много и воды утекло за эти почти 60 лет. И все же самым памятным временем были военные годы, годы, когда вся силы и умение были направлены на разгром заклятого врага — фашизма.
Было трудно всем, а особенно подросткам и детям, у которых в одночасье кончилось детство, и начались трудовые фронтовые дни: Двенадцатичасовой рабочий день, практически без выходных и очень скромной пайкой хлеба.
Хочется рассказать об одном производственном эпизоде, который мне запомнился на всю жизнь. Это было где-то летом 1943 года. Мы, рабочие цеха — пацаны — были свидетелями того, как многотонный мостовой кран разгружал с железнодорожной платформы металлическую громадину — вал диаметром 600—650 мм и длиной во всю платформу. Не знаю для какого механизма он предназначался, но его наружная поверхность была сильно побита, задрана и изъедена коррозией. Для восстановления вала необходимо было поверхность проточить.
Учитывая то, что в нашем цехе имелись крупногабаритные токарные станки, вал был сгружен с платформы именно сюда. При детальном осмотре и промерах габаритов вала оказалось, что его нельзя обработать на токарном станке, так как вал по габаритам длиннее станка на 2—3 метра. Однако война требовала решения задачи — не возить же эту громадину в поисках нужного станка.
Я был ещё маломерком и в решении технических вопросов участия не принимал, но был свидетелем, когда эта задача ставилась перед рабочими, которым поручали эта работа. Начальник цеха Сергей Николаевич Смирнов своим приказом сформировал творческую бригаду во главе с заместителем начальника цеха. Рябининым.
Суть задачи сводилась к тому, как обточить деталь диаметром 600—650 мм и длиной 11 метров на токарном станке, который короче этой детали на 2,5—3 метра. Решено было сделать это так: в конце станка — за задней бабкой — в полу был откопан глубокий котлован, в нем — устроен мощный железобетонный шабот, на котором установлены «свои» направляющие салазки для задней бабки. Это позволило удлинить межцентровое расстояние на 2,5—3 метра, поместить деталь — вал — в центре и опереть на 3 люнета. Вал был готов для обработки, но вот беда — суппорт с резцедержателем не доставал до крайнего торца вала и, естественно, не мог произвести обточку. Тогда сделали большую специальную оправку длиной 2,5 м, и на ней укрепили режущий инструмент.
Проточку вала вели высококвалифицированные уважаемые токари: В. И. Сычев и Т. А. Комаров. После обработки резцом надо было сделать зачистку гребней — опиловку, а затем отполировать вал наждачной бумагой. Опиловку и шлифовку производили мы — пацаны — вручную. Мы стояли на станине человек 8—10, каждому было отмечен мелом участок вала.
Обработка велась несколько дней, эта деталь, видимо, была очень важной — у станка круглосуточно находился представитель ГКО, следивший за выполнением задания.
Фронтовое задание было сделано в срок. За его образцовое выполнение приказом начальника цеха все участники были поощрены, нам — пацанам — дали по 5 талонов УДП (усиленное дополнительное питание — овсяная каша с консервами).
Б. Пахомов, ветеран труда.
Из книги «Златоуст — фронту», 1-е изд., 2000 г.