Люди мельчайших деталей - Железнодорожники Златоуста
Поздней осень 1941 года в Златоуст был эвакуирован 1-й Государственный часовой завод им. С. М. Кирова. Основное оборудование завода было размещено в здании Златоустовского драматического театра и в школе № 21 на ул. Ленина (в этом здании и ныне находится главный корпус завода). Некоторые цеха завода разместились в гараже леспромхоза и в здании Златоустовского ликёро-водочного завода. В конце декабря 1941 года часовой завод приступил к выпуску продукции.
В 1942 году часовой завод перешёл в подчинение Наркомату миномётного вооружения (значительную долю продукции занимала деталь № 24 — взрыватель для мин) и стал номерным, получив № 834.
В годы войны завод выпускал морские хронометры, авиационные, танковые и штурманские часы, приборы для артиллерии и детали к боеприпасам. Всего было изготовлено более 300 тысяч часовых механизмов, в том числе 95 тыс. танковых часов и 157 тыс. авиационных различных типов, свыше 20 миллионов деталей к боеприпасов. Златоустовскими часами было укомплектовано 92% советских танков и 98% самолётов времен войны, на каждом третьем истребителе стоял авиационный хронометр (АЧХО), сделанный в Златоусте.
На часовом заводе впервые в Златоусте 22 июня 1942 года слесарь-механик В. В. Лашков выполнил сменное задание на 1330%, слесарь В. Королев — на 1020%., положив тем самым начало движению «тысячников» (рабочих, перекрывавших дневную норму в 10 раз).
Часовой завод в годы войны был наряду со швейной фабрикой одним из самых «юных» предприятий города — на конец 1942 года подростки моложе 18 лет составляли 50 процентов всех работников завода. И даже в 1945 году четверть заводчан составляли несовершеннолетние девушки и юноши.