Она была машинистом - Железнодорожники Златоуста
Перед нами трудовая книжка Нины Алексеевны Павловой. Скупые записи говорят о нелегком трудовом пути этой женщины. Вот некоторые из них:
17. XI.1937 г. — принята в паровозное депо Златоуст счетоводом.
1.1.1939 г. — переведена пом. машиниста.
1. X.1941 г. — перемещена на должность машиниста.
31. III.1958 г. — уволена на пенсию по старости.
Зато раздел трудовой книжки «Сведения о поощрениях» переполнен. Записи в нем говорят, что Нина Алексеевна трудилась машинистом не хуже любого высококвалифицированного мужчины. Множество благодарностей, десятки премий — лучшая характеристика Павловой. Летом 1948 года ей было присвоено звание машиниста третьего класса, а накануне Дня железнодорожника в 1953 году она была награждена медалью «За трудовую доблесть.
— Незадолго до войны без отрыва от основной работы стала учиться на помощника машиниста, — рассказывает Нина Алексеевна. — Учил нас опытный машинист Яков Григорьевич Корнилов. Времени он не жалел: про устройство паровоза рассказывал и учил практике.
Страстное желание научиться новой специальности победило. Летом 1940 года Нина Алексеевна в Челябинске успешно прошла теоретические и практические испытания и получила право самостоятельно управлять паровозом.
Началась Отечественная война. Один за другим уходили на фронт мужчины. Павлову назначили машинистом маневрового паровоза.
— Особенно трудно приходилось осенью и зимой, — вспоминает Н. А. Павлова. — Света не было, маневровую работу приходилось вести впотьмах. На путях множество составов, а работу надо произвести быстро, правильно и без аварий… Бывало, приду домой, наскоро поужинаю и спать… Только скажу дочери — не будите, пока не вызовут…
Любое дело Павлова выполняла со сноровкой, с сознанием того, что она вносит свой вклад в общенародную борьбу с врагом, приближая победу.
Б. Иванов.
Из книги «Златоуст — фронту», 1-е изд., 2000 г.