Первые шаги Киевской швейной фабрики в Златоусте
28 августа 1941 года бывший директор Киевской швейной фабрики Яков Борисович Глазман подписал свой приказ № 1 уже в качестве директора Златоустовской швейной фабрики. Вот небольшая выдержка из этого документа:
«...согласно постановления облисполкома и приказа Челябинского обллегпрома, эвакуированную из города Киева швейную фабрику имени Смирнова-Ласточкина переименовать в Златоустовскую государственную швейную фабрику имени Смирнова-Ласточкина.
Златоустовскую швейную фабрику разместить в предоставленных горсоветом помещениях.
Директор фабрики Глазман».
10 декабря 1941 года Челябинским облисполкомом было принято решение об объединении эвакуированной из Киева швейной фабрики и Златоустовской швейной мастерской обллегпрома в единое предприятие.
Но уже до объединения киевские швейники сделали в Златоусте очень многое, в короткий наладив выпуск продукции, организовав учёбу кадров из числа вчерашних школьниц и домохозяек. Да и опыта у киевлян было не занимать, что с полным правом можно считать, что Златоустовская швейная фабрика историю свою ведет с 28 августа 1941 г.
Объединёнными усилиями уже в 1941 году киевляне и златоустовцы выпустили товарной продукции на 1329,6 тыс. рублей при плане 1120 тыс. рублей, перевыполнив план на 116,9 процента.
Из Киева вместе с фабрикой приехало всего около 50 человек. Понятно, что квалифицированных работников катастрофически не хватало. Специалисты-киевляне обучали златоустовскую молодёжь швейному делу непосредственно на рабочих местах. Ветераны фабрики вспоминают, что много труда в организацию и освоение новых изделий в те тяжёлые годы вложили З. Н. Серебряник, З. Н. Драпкина, С. М. Вейрнберг, М. И. Белопольская, С. С. Федоровская, С. М. Журавская. Ну и конечно в этом ряду стоит первый директор Златоустовской швейной фабрики Яков Борисович Глазман, проработавший до июля 1944 года, когда его как опытного организатора производства откомандировали в распоряжение Наркомата легкой промышленности Украины для восстановления народного хозяйства республики. Этот 36-летний руководитель обладал большими организаторскими способностями, талантом и принципиальностью. А руководить коллективом швейной фабрики в те годы было дело непростое: ведь основную часть работающих составляли подростки, девчонки, говоря попросту.
В архиве фабрики сохранился интересный документ — служебная характеристика Я. Б. Глазмана, датированная июлем 1944 г., сухим канцелярским стилем как бы подводившая итог того, что Яков Борисович сделал в Златоусте:
«Тов. Глазман Яков Борисович работает с августа 1941 года в системе Челябобллегпрома в качестве директора Златоустовской швейной фабрики имени Смирнова-Ласточкина. Проявил большую инициативу и организаторские способности в деле восстановления и размещёния эвакуированной из г. Киева швейной фабрики имени Смирнова-Ласточкина, обеспечив за 17 дней полный монтаж оборудования, а так же в результате правильного руководства производственной и хозяйственной деятельностью предприятия, фабрика имени Смирнова-Ласточкина по всем основным вопросам является передовым предприятием системы Челябобллегпрома.
Большая работа была проведена тов. Глазманом Я. Б. в части своевременной постановки вопроса и организации подсобных отделов, как то: ОРСа, столовой, производственных мастерских, что улучшило бытовое положение рабочих. Особо следует отметить проведенную работу по подготовке кадров и выращиванию их. В результате, небольшой коллектив работников, до 50 человек, эвакуированных с фабрикой из Киева, за 2,5 года вырос в мощный тысячный коллектив, обеспечив высокую культуру производства, хорошее качество выпускаемой продукции, лучшие показатели по экономному использованию ткани по предприятиям НКЛП РСФСР, а также высокую производительность труда.
За хорошие производственные показатели швейной фабрике имени Смирнова-Ласточкина неоднократно присуждалось отраслевое переходящее Красное знамя обллегпрома, Златоустовских горкома партии и горисполкома. Во Всесоюзном социалистическом соревновании в III квартале 1943 года фабрика занимала второе место с присуждением премии.
За хорошую работу тов. Глазман неоднократно премировался приказами по обллегпрому. За образцовое выполнение заданий Правительства по обеспечению Красной Армии обмундированием, тов. Глазман Я. Б. Указом Правительства от 22 января 1944 года награждён орденом «Знак Почета».
Начальник Челябобллегпрома БАРАНОВ».
О том, какие кадры работали в военные годы на фабрики, рассказывает ещё один документ:
«Директору швейной фабрики имени Смирнова-Ласточкина тов. Печерскому.
Районо Ленинского района просит освободить от работы на вашей фабрике Мартьянову Маргариту, 12 лет, т. к. ей необходимо учиться в четвёртом классе. Ученье начинается с 1.09.44г.
Зав. районо Мовладеева».
На этом письме № 5/49, попавшем на стол директора фабрики 28 августа 1944 года, стоит такая резолюция:
«Нач. цеха 1. Придется освободить. 29.08.44 г. Печерских».
По своему кадровому составу Златоустовская швейная фабрика была схожа с другим предприятием — часовым заводом, где тоже в основном работала молодёжь. Даже в сводке на 15.05.45 г. значится, что на фабрике работает в возрасте:
от 12 до 14 лет — 82 человека,
от 14 до 16 лет — 35 человек,
от 16 до 18 лет — 103 человека.
Иными словами — несовершеннолетние составляют 32 процента работающих. Ну, а в первые годы войны их было и того больше. И, наверное, не случайно, что в августе 1944 года при Златоустовской швейной фабрике была создана школа ФЗУ № 18 (впоследствие ГПТУ № 78). Обучалось в этой школе 25 человек, а в производственной мастерской стояло всего четыре универсальные машины. Ну, а первыми мастерами производственного обучения были Ольга Петровна Кодина, Олимпиада Лавровна Кулакова и Илья Сергеевич Ноготков.
Все военные годы фабрика работала для фронта. Подростки и женщины шили солдатское и офицерское обмундирование. Работали по 12 часов, на полуголодном пайке, без выходных дней.
И вот итог этих тяжёлых лет: 2.940.741 единицу продукции (обмундирование, нижнее бельё, пилотки и шапки-ушанки, погоны) пошила Златоустовская швейная фабрика имени И. Ф. Смирнова-Ласточкина за годы Великой Отечественной войны.
А. Дедов, краевед.
Из златоустовского журнала «Маховик» № 4, 1991 г.