Здравоохранение Златоуста в годы войны
С началом войны самой неотложной задачей стало быстрейшее развёртывание системы оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных воинов в Действующей армии. Одним из важных и трудных вопросов являлось укомплектование медицинской службы Действующей армии медицинскими кадрами. В первые месяцы войны в Красную Армию из Златоуста было призвано 92 врача (на 1 сентября 1941 года в городе осталось всего 56 врачей). Известный златоустовский врач Иосиф Минеевич Куколев ушёл на фронт уже 23 июня 1941 года, а ведущего хирурга города Марка Иосифовича Соколова призвали в РККА ещё в 1940 году.
Большую роль в решении проблемы медицинских кадров для Действующей армии сыграли Златоустовская фельдшерская школа и курсы СОКК и КП СССР (Союза обществ Красного Креста и Красного полумесяца), которые за годы Великой отечественной войны подготовили 1375 фельдшеров и медицинских сестёр, абсолютное большинство из которых ушли на фронт.
Вторая задача, выдвинутая войной, состояла в том, чтобы развернуть большую сеть эвакогоспиталей в тылу и организовать лечение раненых. В Златоусте было создано 9 эвакогоспиталей на 3035 мест. Высокая квалификация медицинских работников, хорошая оснащённость, широкое применение новейших методов лечения, повседневное внимание и забота о госпиталях — всё это обеспечило высокий процент возврата раненых. Через златоустовские госпитали прошло около 8 тысяч раненых, почти 80 процентов из них вернулось в строй.
Большие проблемы создала начавшаяся война и в медицинском обслуживании населения города. К началу 1942 года численность населения за счёт эвакуированных выросла более чем на четверть, а число врачей резко сократилось.
На ходу, в короткие сроки пришлось перестраиваться к условиям военного времени. Обстановка осложнилась тем, что в июле 1941 года в Златоусте было произошло сокращение лечебной сети: бюджет сократился на 17%, количество больничных коек — на 35,4%, количество врачебных должностей — на 12%. Даже в 1944 году на 180 штатных врачебных единиц в Златоусте имелось всего 87 врачей. Врачи города в годы войны работали с огромной нагрузкой. Многие из них овладевали смежными медицинскими специальностями, была поставлена задача, чтобы все врачи умели делать элементарные хирургические операции — для этого горздравотдел организовал специальные курсы, которыми руководил врач Борис Аркадьевич Розин.
Большую лечебно-профилактическую работу в годы войны проделали медсанчасти крупнейших заводов города.
В 1941 году медсанчастью инструментального комбината им. Ленина руководил Сокол. Была открыта больница на 120 коек и подготавливалась к открытию поликлиника. В 1943 году открылся ночной туберкулёзный санаторий на 30 коек. При отдалённых общежитиях созданы фельдшерские санитарные пункты.
Медсанчасть металлургического завода включала в себя здравпункт, расположенный на территории завода, сотрудники которого оказывали неотложную помощь, проводили лечебно-профилактическую и санитарно-просветительную работу, производили учёт газоопасных мест в цехах, с последующими лабораторными заборами проб воздуха на сернистые соединения. Работники здравпункта контролировали мероприятия по борьбе с перегревами по линии ремонта вытяжных фонарей в грязных цехах, а также ремонта обдувающих переносных вентиляторов.
Медсанчасть нового машиностроительного завода № 66 в 1941 году имела всего один здравпункт. За годы войны здесь появились: три здравпункта, аптека, зубопротезная лаборатория, амбулатории (при отдалённых от завода общежитиях), поликлиника (во вновь отстроенном каменном здании), консультация, молочная кухня, больница на 120 коек (в специально переоборудованном 2-х этажном здании). А в 1944 году открылась новая больница для медицинского обслуживания рабочих машиностроительного завода.
К 1945 году на предприятиях города имелось 12 здравпунктов, против 6 в начале войны, 4 заводских больницы, 4 поликлиники.
За годы войны в городе была расширена сеть поликлиник. Их работа была построена по участковому принципу. Всего было 39 участков: из них 16 — врачебных, 23 — фельдшерских. В своей лечебно-профилактической работе каждый участковый врач опирался на санитарный актив, потому что один врач и две патронажных медсестры были закреплены на участке с количеством 1000—1300 больных.
В городской больнице за годы войны появились туберкулёзное, кожно-венерическое и ушное отделения. Были расширены хирургическое, глазное, терапевтическое и нервное отделения. В лечебную практику внедрялись передовые методы лечения, применялись новые лекарственные средства, в частности, сульфаниламидные препараты для лечения ран.
Особую значимость в годы войны приобрела противоэпидемическая работа. В соответствии со специальным решением Государственного Комитета Обороны (ГКО) 2 февраля 1942 года во всех республиках, областях, городах и районах были созданы чрезвычайные противоэпидемические комиссии, обладавшие широкими полномочиями.
Инфекционным отделением городской больницы в годы войны руководил Борис Аркадьевич Горенцвит. Одновременно он читал курс инфекционных болезней в фельдшерской школе. За два года работы в больнице подготовил пять врачей инфекционистов, самостоятельно работающих в поликлиниках и больнице. Большой вклад в противоэпидемическую работу внёс Николай Фёдорович Комарь, один из организаторов санитарно-эпидемиологической службы в Златоусте в предвоенные годы.
В 1962 году в городе был разработан и успешно претворялся в жизнь комплексный план мероприятий по борьбе с острыми желудочно-кишечными заболеваниями. В рамках этого плана активистами постоянно проводились рейды по обследованию санитарного состояния предприятий и учреждений города. Проводилась большая просветительская работа, которой руководил Дом санитарного просвещёния, возглавляемый отличником здравоохранения Путиловой. Только за 2 месяца 1943 года было проведено 13000 лекций и бесед по сыпному тифу, кишечным заболеваниям.
Проводимая противоэпидемическая работа привела к тому, что за годы войны Златоуст не столкнулся с эпидемиями. Заболеваемость сыпным тифом снизилась в 4 раза, дифтерией в 2 раза, брюшным тифом в 4,5 раза. На протяжении всей войны златоустовцы были надёжно защищены от массовых эпидемий заразных заболеваний — этого страшного и неотвратимого спутника всех прошлых войн.
Особую остроту приобрели вопросы организации помощи детям. Война, принесшая неисчислимые бедствия советскому народу, стала тяжёлой трагедией для многих тысяч детей, потерявших в её огне родителей, а порой и всех близких. Перенесшие глубокое морально-психическое потрясение, лишённые привычной обстановки и окружения, эти дети нуждались в особой помощи и заботе.
Поэтому государство рассматривало заботу о них, как дело первостепенной важности. Совет Народных Комиссаров СССР 27 октября 1942 года принял постановление № 1739 «О мероприятиях по улучшению работы органов Наркомздрава и детских учреждений по медицинскому обслуживанию детей и усилению питания нуждающихся детей».
Количество ясельных коек в Златоусте с 1250 в 1941 году выросло до 1350 в 1943 году. За это же время увеличилось вдвое число женских и детских консультаций. Особое внимание уделялось работе молочных кухонь. В период с 1941 по 1943 год их количество увеличилось втрое. Причем руководители заводов были обязаны выделять для них необходимые продукты питания: сахар, рис, манную крупу и витамины, и особенно усиливать отпуск молочных продуктов.
В летнее время в нашем городе проводились оздоровительные мероприятия для детей. Например, в 1944 году было вывезено на ясельные дачи, пионерлагеря, санитарные лагеря и оздоровительные площадки 5035 детей.
Златоустовский горком ВКП(б) и горисполком утвердили три переходящих Красных Знамени для лучших детских лечебно-профилактических учреждений города и для лучшей медсанчасти. Практиковалось вручение Сталинских фронтовых заданий медико-санитарным учреждениям города.
За большие заслуги пять медработников города Златоуста получили наркомовскую награду — знак «Отличник здравоохранения СССР», 230 медработников представлено к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.».
Т. Шадрина, сотрудник Златоустовского краеведческого музея.
Статья написана в 2005 г. Публикуется впервые.