Моё место на фронте!
До войны Тоня работала официанткой в буфете железнодорожного вокзала. Нападение гитлеровской Германии больно отозвалось в сердце. Она сразу пошла в военкомат: «Моё место на фронте!» — решительно заявила девушка. Но в просьбе ей было отказано. Тогда Тоня поступила на курсы медсестёр. И, конечно, с напряжением следила за событиями на фронте, тем более что старший брат Владимир уже воевал. 15 сентября 1941 года через станцию Златоуст проходил воинский состав. Девушка поняла: больше она не может со стороны слушать, как враг топчет родную землю. Тоня попрощалась с подругами, написала записку маме и с воинским эшелоном уехала на фронт.
Мать, Ульяна Авдеевна Авдеева, узнав о «бегстве» Тони на фронт, горько заплакала. Теперь и сын и дочь далеко от нее, и она не в силах защитить их. Это они, её дети, защищают свою мать.
В письмах Владимир и Тоня успокаивали маму. Через 7 месяцев (в начале 1942 года) Тоня на несколько дней заехала домой (она сопровождала раненых в госпиталь). Когда уезжала, Ульяна Авдеевна крепко обняла дочь. Казалось, ничто не заставит мать расцепить кольцо рук, отпустить свою любимую доченьку в страшную пасть войны. Материнское сердце как бы подсказывало: «Больше не судьба увидеться». На всю жизнь запомнили Ульяна Авдеевна и её дети эти последние минуты с Тоней. А дальше всё было как во сне…
Шли письма, иногда их подолгу не было. Почтальона ждали и боялись. Но суровая весть все-таки пришла в дом: сын Владимир, танкист, пропал без вести, нашли лишь остатки его сгоревшего танка да именную ленточку с адресом.
Тоня всей душой старалась поддержать мать. Но иногда в письмах звучала горечь оттого, что лучшие годы жизни проходят на фронте, где не носить туфель на каблуках или нарядного платья. Вместо этого кирзовые сапоги, шинель.
В одном из писем Тоня писала:
«… 25 ноября 1942 г. мне будет ровно 20 лет, но день рождения я отмечу в боевой обстановке, то есть в бою. Проявлю ещё большее мужество и стойкость командира Красной Армии. Да, мама, вы сейчас меня не узнаете: «немецкая свинья» выбила мне 10 зубов, имею большой шрам на лице, хромаю на правую ногу, и правая рука работает не особенно хорошо. 10 осколков было в моем теле, которые иногда беспокоят. Лучше всякой бабушки узнаю перемену погоды. Да, дорогая, Вам сейчас 52 года, у Вас седой волос, а мне 20 лет будет, а почти вся голова седая. На днях еду получать вторую награду — орден Красной Звезды!».
А несколькими днями позже фронтовая газета опубликовала статью «Бой на переправе»:
«Подразделению было приказано вытеснить врага, занять исходный рубеж на левом берегу реки Дон и подготовить для устройства ледяной переправы. Огневой налет наших миномётчиков и артиллеристов был так страшен, что враги в панике стали разбегаться, бросая технику и оружие, А когда мы приступили к переправе танков, противник открыл огонь из дальнобойных орудий и пулемётов. Невзирая на это, мы продолжали работу. На переправе отличилась военфельдшер Авдеева Антонина. Под сильным обстрелом она бесстрашно оказывала медицинскую помощь бойцам и командирам. С поля боя она вынесла 32 человека с оружием. Получив два ранения в руку и ногу, она отказалась идти в тыл. И только после третьего тяжёлого ранения была отправлена в тыл…».
А с фронта семья получила следующее письмо от командира части:
«Привет с фронта. Добрый день, дорогая Ульяна Авдеевна. Шлю Вам привет и самые наилучшие пожелания в Вашей жизни. Дорогая матушка! От всей души благодарю Вас за воспитание такой дочери героини. Ваша дочь Тоня служила в нашей части в качестве фельдшера. В части пользовалась авторитетом, и все её любили за смелость и заботу к больным».
Далее командир описывал бой за переправу через Дон. А заканчивалось письмо так:
Вам, дорогая матушка, нужно гордиться своими детьми, что они у Вас такие герои. А особенно в семье должна быть гордость — это Тоня!!! Привет передаю Вам, дорогая мамаша, от всех бойцов и командиров нашей части.
Ст. лейтенант НЕЧАЕВ М. Я.».
Читала и перечитывала семья письмо. Радовались младшие, Лида и братишка Виктор, что их сестра — герой! Только плакало материнское сердце, чуя беду.
И беда пришла. В начале 1943 года получила семья известие о смерти Тони. Официальная бумага извещала:
«Военный фельдшер Авдеева Антонина Михайловна в бою за Социалистическую Родину, верная воинской присяге, проявив геройство и мужество, погибла в бою 27 декабря 1942 г. Похоронена в Воронежской области, Верхне-Мамонского района, с. В. Гнилушки».
Вот что поведали пожелтевшая фотография и несколько сохранившихся писем с фронта.
Л. Тяптина, учитель.
Из книги «Златоуст — фронту», 1-е изд., 2000 г.
Военфельдшер военно-подвижного полевого госпиталя № 2321 Авдеева Антонина Михайлова, 1922 г. рождения, была тяжело ранена и умерла от ран 27 декабря 1942 года.
Механик-водитель, старшина штаба 36-й танковой бригады Авдеев Владимир Михайлович, 1916 г. рождения, пропал без вести в боях в районе деревни Васильевка Купянского района Харьковской области (Украина).
ОБД «Мемориал» Министерства обороны РФ.