Театр Златоуста в дни войны
Великая Отечественная война застала Орловский областной драматический театр на гастролях в Чернигове. В условиях гастрольной поездки художественный руководитель театра М. М. Ляшенко сразу же начал перестройку работы, о чём свидетельствует содержание приказа от 3 июля 1941 г.: «… в порядке перестройки работы театра, для обслуживания частей РККА, создать три художественные бригады… Программы бригадам № 1, № 2 приготовить не позднее 6 июля 1941 г., бригаде № 3 — не позднее 8 июля 1941 г.»
Отъезд из Чернигова был назначен на 6 июля, в 20-х числах июля коллектив театра и его имущество прибыли в Орёл. Сохранилась служебная записка начальника Орловского областного отдела искусств, адресованная в облисполком: «Работа театров… коренным образом изменяется как в отношении содержания (тематики) и формы обслуживания, так и контингента зрителя.
… Оборонный репертуар из лучших драматических произведений, отображающий героизм и мужество русского народа в прошлом и в настоящем, является основным содержанием работы. Необходимость срочной подготовки новых актуальных оборонных пьес, широкое использование всех видов малых форм, богатейшего газетного материала в виде эстрадной подачи, монтажи сцен и картин из отдельных пьес — такова форма художественного обслуживания».
8 августа 1941 г. Орловский облисполком утверждает временный Устав Орловского областного драматического театра, принимает решение о его переводе на хозрасчёт. По решению Управления по делам искусств при СНК РСФСР театр был направлен в Челябинскую область.
Выезд из Орла был назначен на 26 августа 1941 г. Первоначально театр выехал в Магнитогорск, но там не оказалось подходящей сцены. Только на 18 октября в помещении театра города Златоуста был назначен показ нового спектакля «Шёл солдат с фронта», подготовленного в очень короткие сроки. Он состоялся, но в его оформлении имелись существенные недостатки, что объяснялось неустроенностью, отсутствием необходимых материалов. В декабре 1941 г. орловскому театру пришлось освобождать помещение, переданное 1-му государственному часовому заводу им. Кирова. Коллектив снова оказался в вынужденном простое. Работа была возобновлена в конце декабря 1941 г. уже в другом помещении, клубе Метзавода, который имел «коммерческую вместимость 440 мест» и находился в 6 километрах от центра города.
Артисты выступали в госпиталях, на заводах, в воинских соединениях, в профессиональных училищах. К середине 1942 г. театр справился с трудностями, встала задача обновления репертуара, в первую очередь включения в него музыкальной комедии, как об этом просили зрители и местная общественность. Готовится пьеса «Сады цветут», «капитально восстанавливается» «Горе от ума».
В 1942 г. коллектив театра увеличивается до 127 человек (31 человек в 1941 г.), из них 45 (25 — в 1941 г.) — актеры. Из клуба Метзавода переезжает в клуб им. Ленина, который был расположен ближе к центру Златоуста. Значительно расширяется репертуар, подготовлены спектакли «В степях Украины», «Партизаны в степях Украины», «Женитьба Бальзаминова», «Русские люди», «Ревизор», «Олеко Дундич», «Как закалялась сталь», «Разлом», возобновлены спектакли «Мой сын», «Без вины виноватые», «Коварство и любовь» (впоследствии снят как не имеющий успеха), «Сады цветут». К 125-летней годовщине со дня рождения И. С. Тургенева подготовлена инсценировка романа «Накануне».
Однако ритм работы нарушает ещё одно испытание. В ночь с 11 на 12 июля 1942 г. «… вследствие ураганного ливня… из берегов вышла река Грамотушная, вода проникла в здание клуба-театра, затопила вестибюль, сцену, подсобные цеха… Имущество, находившееся в подвальной части здания… смешалось с илом и грязью». Из строя вышла осветительная система. 12 и 13 июля были отменены спектакли и концерт гастрольной группы.
Наводнение причинило большие убытки. Никаких дотаций из местного бюджета театр не получал. Сохранилась копия письма директора В. Аксенова в Челябинский обком ВКП (б) и облисполком от 29 октября 1942 г. с просьбой о выделении для работников театра талонов на теплую одежду, валенки, ботинки, пальто, полушубки, перчатки и пр. Дирекция театра также просила улучшить крайне тяжелое положение в снабжении продуктами.
В январе 1943 г. руководство театра направило телеграмму в Москву, в Кремль, о том, что в 1942 г. коллектив перечислил наличными в фонд обороны от общественных мероприятий и отчислений зарплаты сотрудников 147 тыс. рублей, сверхплановая прибыль составила 331 тыс. рублей. Театру было вручено переходящее Красное знамя Челябинской области за военношефскую работу.
Новый, 1943 год принес новые трудности. Из-за отсутствия топлива было отменено пять январских спектаклей. Многие актеры не могли работать по причине сильной простуды. Руководство театра обратилось в Челябинский обком ВКП (б) с просьбой о выделении 5— вагонов угля…
К 25-й годовщине Красной Армии была приурочена премьера молодежного спектакля «Бессмертный». В дни её показа помощник режиссера спектакля А. И. Горошко ушёл добровольцем на фронт. Летом 1943 г. состоялись гастроли в городе Чебаркуле, где размещались военные лагеря, предприятия оборонной промышленности. Гастроли прошли с большим успехом.
И вот, наконец, долгожданное известие об освобождении Орла от немецко-фашистских оккупантов. Орловцы стали готовиться к возвращению в родной город.
За время пребывания в Златоусте театр создал и возобновил 25 спектаклей, дал 1152 военно-шефских спектакля и концерта для частей Красной Армии, призывных пунктов, госпиталей. Дважды работал в посевную и уборочную кампании в сельскохозяйственных районах. Коллектив собрал свыше 150 тысяч рублей на танковые колонны имени челябинского комсомола, «Челябинский артист», «Челябинский колхозник», «Орловский партизан», на эскадрильи «Советский артист», «Челябинский артист»; на подарки бойцам — 70 тыс. рублей.
Сохранилась телеграмма за подписью секретаря Орловского обкома ВКП(б) Матвеева, адресованная М. М. Ляшенко: «Переезд драматического театра в город Орёл со всем имуществом театра согласован с комитетом по делам искусств. Помещение для работы театра, квартиры артистам готовы».
Последний спектакль «Вороний камень» состоялся в Златоусте 29 февраля 1944 г., отъезд был назначен на 5 марта 1944 г.
Театральный сезон после возвращения в Орел открылся 8 апреля 1944 г. в Доме учителя пьесой А. Корнейчука «В степях Украины». Накануне художественный руководитель театра М. М. Ляшенко дал короткое интервью газете «Орловская правда», где назвал имена людей, которые «все силы и талант отдавали делу скорейшей победы над врагом»: заслуженный артист УзССР А. С. Загаров, В. А. Мартен, В. А. Болотин, Т. Д. Кученко-Емельянова, С. И. Попов, П. Ф. Орлов, В. И. Молочков, З. В. Мазуренко, Л. П. Павленко, М. О. Дымов, Д. Р. Славский, И. Н. Спиранская, Ю. М. Мерца, Л. Г. Тригуб. Были названы и имена молодых актеров, выросших за годы войны: И. Шахманский, Г. Дивицкий, А. Филатов, Е. Буниковская, А. Николаева, В. Чеханкова; а также композитор С. Н. Фролов, художник М. Рохлин, машинист С. Фрадкин.
Л. Марковичева.
Из газеты «Орловская правда» 10 марта 2005 г.
Горошко Александр Иванович, 1912 г. р., призван 17.03.1943, рядовой, погиб 00.08.43, Орловская область, Болховский район. Воевал в Уральском танковом корпусе.
Из Златоустовской Книги Памяти.