Голос по радио
Молодой московский поэт Анисим Кронгауз (1920—1988) попал на Урал, эвакуировавшись из Москвы. Жил в Чебаркуле. Колесил по всей области, входил в комсомольский штаб на строительстве 6-й домны в Магнитогорске (вместе с Михаилом Львовым, о котором я уже рассказал выше). А перед этим в прифронтовой Москве вместе с Сергеем Михалковым и Алексеем Сурковым писал стихи для «Окон ТАСС», корреспондентом от «Комсомольской правды» побывал на Сталинградском фронте. Вроде бы ничего сверхъестественного для молодого парня в те годы, если бы не одно обстоятельство — тяжелейшая болезнь (костный туберкулёз). Вот что об этом написал ученик Кронгауза поэт Наум Басовский:
«Только в десять лет он впервые пошёл в школу — на костылях. А в четырнадцать произошло первое событие, показавшее силу кронгаузовского духа. Одноклассник сказал нечто обидное в адрес фигуры на костылях. Костыли тут же были применены для расправы с обидчиком, а затем отброшены — навсегда. Медицина была отправлена в отставку, а жизнь с юношеским максимализмом стала переделываться под Байрона: известно, что великий поэт был хром, но плавал через ЛаМанш и профессионально занимался боксом. Анисим тоже сильно хромал. Это, однако, не помешало ему в 1939 году стать чемпионом Москвы по боксу, а в 1940-м — принять участие в 100-километровом заплыве по Волге».
В июне 1943 года 23-летний Кронгауз читал свои стихи по златоустовскому радио. А одно из стихотворений поэта, опубликованное 19 июня 1943 года в городской газете «Большевистское слово», называлось «Посвящение Златоусту»:
Пусть я завтра уезжаю, пусть я
Снова двинусь к западу, к войне —
Стать хочу у золотого устья
Песни об уральской старине.
Пусть увижу я другие реки,
Пусть я жил здесь только суток пять,
Но они мне дороги навеки.
Их уже у сердца не отнять.
Чтобы передать такое чувство,
Чтоб воспеть такую красоту —
Надо самому стать Златоустом,
Взять у Таганая высоту.
Надо петь сурово, строго, просто,
Чтоб сердечный этой песни слог
Был таким же точным, ясным, острым,
Как уральской выделки клинок.
Далека война от Златоуста,
Но он сросся с нею с первых дней.
Старых оружейников искусством
Трудовой бессонницей своей.
С этих пор, наверное, повсюду
Стану об Урале тосковать.
И во всех боях отныне буду
Я его оружье узнавать.
Пусть далек мой путь военной Русью,
Но сегодня стать хотелось мне
Хоть на миг у золотого устья
Песни об уральской старине.
***
Всё написанное выше, это скорее только подход к теме «Златоуст в литературе военных лет», а не её полноценное раскрытие. Скажем, в те же военные годы были написаны и опубликованы сказы Павла Бажова, составившие златоустовский цикл: «Иванко-Крылатко», «Коренная тайность», «Веселухин ложок». Сказ «Иванко-Крылатко» был опубликован в городской газете «Большевистское слово» вскоре после окончания войны — 25 ноября 1945 года. Скорее всего, были и другие стихи или очерки, публиковавшиеся в изданиях тех лет, о которых сегодня уже забыли.
Не менее интересно и то, как в послевоенные годы военная тема звучала в творчестве местных литераторов. Хорошо помню, что в середине 1970-х годов в литературном объединении «Мартен» было много бывших фронтовиков: Илья Шевяков, Владимир Бухарцев, Леонид Забалуев, Григорий Зыков… Для кого-то, как скажем для Владимира Бухарцева, тема войны была одной из главных. Он даже свой сборник стихов, вышедший ровно десять лет назад одновременно с первым изданием книги «Златоуст — фронту», назвал повоенному — «Обстрелянная песня». Да и более молодые (в то время) члены «Мартена» — Владимир Черноземцев, Владимир Глыбовский, Юрий Зыков постоянно обращались к Великой Отечественной войне. Первоначально у меня даже была мысль в этом, втором, издании книги поместить подборку стихов местных поэтов о войне, но объём собранного нового материала по основной теме книги просто не позволил это сделать. Приходится ограничиться короткими заметками в конце этой главы.
А. Козлов.