Сила жизни в радости
Одним из страшных последствий войны были беспризорные дети. В мае сорок пятого в Златоусте по инициативе металлургов организовали детский дом № 3.
Что это значило в то время, когда многие школы были превращены в госпитали, переполненные ранеными. Масса беженцев, эвакуированных. Город на скудном продовольственном пайке. И в этих условиях рабочие металлургического завода поддерживают решение о создании детского дома, то есть о выделении из бюджета завода части средств. Организатором была молодая энергичная женщина Лариса Акимовна Перцева, а первым директором — Надежда Абрамовна Кожина (Рогулина).
Путь в детский дом был жестоким путём потерь и горя.
… Девочку нашли в бараке у стакана с замерзшей водой на третьи сутки после приезда эвакуированных из Ленинграда. Мать, видимо, ушла за остатками вещей на вокзал и не вернулась. Эта девочка — впоследствии врач Римма Машкина.
… Две сёстренки, оставшиеся в живых после убийства всей семьи бандитами. Убиты мать и старшие братья, а отец погиб на фронте.
… Лева и Толя Опёнкины, навсегда потерявшие родителей в хаосе военной обстановки под Ленинградом…
А сколько приводили дистрофиков, с которых скребками снимали вшей, у которых сухая, как пергамент, кожа обтягивала кости. Сколько надо было тепла, чтобы оттаяли детские сердца.
Первым чудом в нашем доме были воспитатели. Остается загадкой, откуда у этих очень молодых женщин, был такой высокий духовный и творческий накал?
… Зима за окном. Темно, мы ещё не спим. Сквозь занавески на окнах пробивается лунный свет. В белом халате, на фоне чёрной железной печки стоит Анна Васильевна Дрёмина, которой в ту пору было лет 18, и спрашивает нас: «А знаете ли вы, ребята, что такое настоящий человек?» И в течение нескольких вечером рассказывает о подвиге Алексея Маресьева. В те времена нас не нужно было подгонять идти спать. В мальчишечью спальню приходили старшие девочки, и вместе мы слушали Анну Васильевну.
В нас воспитывали любовь к родному краю, к Родине. В нашей библиотеке большое место занимали русские сказки, былины с иллюстрациями. В столовой висела картина «Три богатыря» В. Васнецова, в комнатах — картины Репина, Левитана, Саврасова. Хором пели «Славься» М. Глинки, танцевали под «Светит месяц», «Во поле береза стояла», «Пойду ль, выйду ль я».
Мы прониклись любовью к музыке П. Чайковского, М. Мусоргского. Высоко почиталась русская старина, народные обычаи и традиции.
Рисовать нас учил Виктор Каменщиков, ученик граверного отделения ремесленного училища. Он сам был без родителей и старше всего на 5—6 лет. Но как мы все его любили! Мальчишки так и липли к нему, к тому же он ещё был и спортсмен! Учили нас переплетать книги. Однажды Лариса Акимовна принесла боксерские перчатки и сказала: «Научитесь драться! Надо уметь себя защищать». И началось увлечение спортом: гимнастикой, лыжами, футболом.
Особое место в истории нашего дома занял спектакль «Урал — земля золотая». Это была поэма в стихах, написанная по сценарию Ларисы Акимовны. В этом спектакле было много танцев. Участниками спектакля стали почти все дети, даже самые маленькие, которые под «Шествие гномов» Грига в чёрных комбинезонах исполняли танец угля, а Римма Машкина в балетной пачке — танец мрамора.
Наши танцоры занимались в балетной студии, а чтецы — под руководством артиста драмтеатра Н. К. Ладомирского. Костюмы и декорации делали вместе с взрослыми. Много репетировали.
И дети, и взрослые так были увлечены подготовкой спектакля, охвачены таким вдохновением, что каждый день воспринимался, как праздник. Это сплачивало взрослых, роднило детей.
Спектакль поставили на сцене клуба металлургов, затем показали в драмтеатре, а на областном смотре детского творчества в Челябинске он удостоился первого места. Только одна постановка этого спектакля благотворно отразилась на воспитании детей: развитие творчества, кругозора, художественного вкуса, братства, дисциплины. И осталась в душе каждого на всю жизнь.
А ещё были походы на Таганай, в Ильменские горы и заповедник, были беседы высоко в горах у костра и на закате у озера Ильмень. Потом сложилась традиция: в последний день лета, накануне учебного года, мы ходили на Таганай к Белому ключу. Вот где красота! Лес багряно-золотой, небо синее-синее. Последний летний день. Тишина. Походишь по лесу, взберёшься на скалы, полюбуешься красотой, душа отдохнет, тело наполнится силой, а на следующий день — в школу!
Лето мы проводили в пионерском лагере металлургического завода, но работали и в совхозе: пололи свеклу, кукурузу. Заработанные деньги тратили на поездки в Москву, Сталинград, Свердловск, Киев. Конечно, эти поездки не состоялись бы, если бы не наш шефы — металлургический завод, который полностью оплачивал дорогу, путёвки. Жизнь в детском доме не оставляли времени для скуки, безделья: учились, занимались спортом, читали, мастерили, рукодельничали, содержали свой дом в чистоте, ходили в кино, театр.
И выросли все неплохими людьми. Борис Паршин, С. Гарифуллина, Т. Опенкин стали металлургами; Николай Январёв и Валерий Семёнов — инженерами; Римма Машкина, Нина Колодкина, Таня Хайрутдинова и Тамара Свинкина — медиками. Всё это оказалось возможным благодаря усилиям наших взрослых, наших родных. Была одна дружная семья, где уважение и любовь скрепляли отношения всех со всеми. Навсегда остались в памяти наши мамы: умная и красивая Анна Васильевна Дрёмина (Дружинина). Как мадонна с ребенком на руках вспоминается строгая Надежда Абрамовна Кожина (Рогулина), все без исключения благодарны Анне Генриховне Эпп (светлая память) за её терпение в выполнении школьных заданий. Сколько душевных сил, внимания и заботы проявили к нам Надежда Фёдоровна Желнина, Ольга Фёдоровна Мусихина, Евгения Анатольевна Волосина, Валентина Фёдоровна Никулина.
В банные дни царила кастелянша тетя Ксения, простая добрая женщина. С ней девочки штопали белье, мальчики пришивали пуговицы, гладили. Не забудем мы и прачку тетю Оню, нянечку тетю Ксению, завхоза тетю Лену. А уж повариха Анастасия Ивановна всегда старалась угостить морковкой или ещё чем забежавшего на кухню малыша.
Эти добрые, сердечные люди отдавали нам свою любовь, свои добрые чувства, свое время и не только рабочее, но и свободное. Навсегда остались в памяти энергичная Зинаида Васильевна Баловнева — последний директор нашего детского дома.
Наша Лариса Акимовна говорила: «Вспоминая, что сила жизни в радости, в счастье, — мы стремились вместе с детьми находить в каждом дне хоть маленькую радость. Иногда это была политика шоколада за труд, пятёрку в школе или за победу в спортивном соревновании. Иногда поздравление под аплодисменты за ужином. И душа открывалась добру, здоровью и счастью».
Л. Январёва, В. Семенов, воспитанники детского дома № 3.
Книга «Златоуст — фронту», 2000 г.