Вспоминают машзаводчане - Неужели это не во сне?!
Зимой 1945 года мы уже имели выходные дни (хотя и часто работали в эти дни). Настроение было приподнятое, с жадностью все следили за успехами на фронтах. Бывало, смотришь картину в клубе, или вечер какой-нибудь, вдруг в радиоприемнике голос: «Советскими войсками освобождён…», в зале тут же аплодисменты, радостные крики, слёзы. Налаживалась связь с бывшими оккупированными районами. Многие стали разыскивать своих родных и находили их. Господи, сколько было общей радости! Бегали, как полоумные, по общежитию с письмами в руках. Только пережив такое, можно себе ясно представить наше тогдашнее состояние.
В выходные дни целая вереница идёт с котелками за обедом из общежития в столовую. Тайная мечта — когда-нибудь накушаться досыта хлеба — не покидала, хотя, казалось, такое будет не очень скоро. В выходные стали покупать к выдаваемому пайку желуди, муку стаканчиками (подобие муки). Никто не унывал. Сколько было смеху, песен, а танцевали сколько! То и дело техосмотр тапочкам. Кто чистит, кто чинит их.
Весна 1945 года была в Златоусте дружной. Но грязи было много (здесь вообще было много грязи, и самым счастливым считался обладатель сапог, правда, таких было очень мало). 8 мая на территории завода был митинг, вернее лекция о международном положении. Выступал наш любимец — лектор обкома Ваничек. Домой расходились радостные, не хотелось сидеть на месте, сердце пело, предчувствуя что-то большое, но никто из нас не знал, что будет завтра. Утром рано слышу в коридоре и голоса: «Вставайте все, война кончилась!». Мне показалось, что это во сне, и я не стала будить остальных, но тут поднялась Вера Домнина и говорит: «Так ясно слышала во сне, что война кончилась, что даже проснулась от этого голоса». Это была долгожданная великая радость! Никто не спрашивал о времени, все тут же помчались на завод, где нас уже ждали парторг и начальник цеха. Начались митинги. Они были короткими. Надо было видеть лица людей в эти минуты! Чувство радости и горе утраты смешались, что тут было! День был солнечный. Хотелось обнять весь мир.
После митингов всех отпустили по домам, но люди очень долго не расходились. Улица была полна народом, расходиться по домам все стали уже за полночь.
Е. Медведева (Панченко), секретарь комсомольской организации цеха завода № 66.
Из книги «Златоуст — фронту», 1-е изд., 2000 г.
И в заключение ещё один примечательный факт. Вот короткая запись из журналов наблюдений Златоустовской метеостанции:
9 мая 1945 года. Максимальная температура воздуха + 11,2 градуса, минимальная — +4,1.
Дождь — сильный вечером и слабый днём, с перерывами до 15 час. 45 мин. Осадки — 8,6 мм. Ветер юговосточный, 1 м/сек., в полдень — затишье. Облачность закрыла солнце.
И хотя в тот день «облачность закрыла солнце», в душах людей победный ветер разогнал тучи, а яркие лучи Победы согревали своим теплом людские сердца и смягчали горечь невосполнимых утрат.