Вспоминают машзаводчане - В памяти — на всю жизнь
Незабываемым на всю жизнь останется в памяти день Победы 9 мая 1945 года. Он и сегодня представляется мне во всех деталях. Никогда раньше в жизни не испытывал я такого прилива радости, да, по-видимому, и не испытаю больше. В тот день казалось, что с плеч свалился тяжёлый груз, как-то сразу забылись все наши непомерно великие лишения, переживания, голод, бессонные ночи, все наши тревоги…
Хорошо помню, что 8 мая искрой по заводу пронеслась весть, что вот-вот Германия капитулирует. В заводском дворе быстро построили трибуну, вывели духовой оркестр, и вскоре туда высыпал весь заводской народ.
Оживленный говор, радостные лица, смех … и сосредоточенность ожидания чего-то необычного. Все с тревогой смотрят на репродуктор, ожидая обещанного выступления по радио Сталина. Конечно, весь завод в эти часы почти не работал. Но вот подходит 17 часов по местному времени (время, на которое подготавливали всех) — ни какого сообщения, передают концерт… Стало тревожнее. Люди остались ждать 17 часов, но теперь уже по московскому времени. И опять … — концерт. Хорошо помню, как изменилось настроение. Понурые пошли по домам. Меня затащили к себе наши снабженцы (я с ними жил в одном барачном общежитии), угостили с огорчения политурой. Но сидели мы недолго, быстро разошлись, дав друг другу слово следить всю ночь за репродукторами.
Заснуть мне понастоящему в ту ночь не удалось. И вот, наконец-то, где-то на заре в пять часов 9 мая сквозь дремоту я услышал доносящийся из репродуктора торжественный голос Левитана, сообщавший о Победе и о том, что день 9 мая объявлен всенародным праздником. Не знаю, кто первым начал всех будить, но когда я выскочил в коридор, многие уже были на ногах. Все двинулись на завод. Погода была солнечная, веселая. Я с офицерами из военной приемки забежал в хим. лабораторию. Там уже накануне готовились, запаслись спиртом. Хозяйничали О. С. Сутугина и Ф. И. Зегермейстер. Мы выпили за долгожданную Победу. Началась неподдельная пляска и веселье. Вышли в коридор. Пролеты цехов уже были полны народом. Выступал наш директор Н. Н. Руднев, который в конце своей небольшой речи пригласил всех в столовую на праздничный завтрак. Объявили, что все могут идти туда кушать без карточек! А столовая к этому торжеству подготовилась на удивление хорошо. Начальник цеха В. А. Захарьин в тот день, помню, пошел на нарушение всех правил — его кладовщик жил на Балашихе и рано утром кладовая ещё была опечатана. Так Захарьин дал распоряжение вскрыть кладовую и весь запас спирта выдать на угощение.
В. Миронов, главный конструктор завода № 385.
Из книги «Златоуст — фронту», 1-е изд., 2000 г.