ДК «Металлург»
Историко-географический обзор
Современный ДК «Металлург» расположен в северо-западной части г. Златоуста в 1,15 км к северо-западу от центра города (главпочтамта) на ул. им. Карла Маркса, 26, на левом берегу реки Ай (в 70 м от уреза воды). Географические координаты: 55°10'47" сев. широты, 59°39'17" вост. долготы; высота на ур. моря — 415 м (р. Ай в этом районе находится на высоте 405 м). С юго-запада перед ДК находится площадь размером 60х130 м (0,81 га). В 120 м к северо-западу от ДК расположен спорткомплекс «Металлург».
Нижний завод
Хозяйственное освоение территории, на которой сегодня располагается ДК «Металлург», началось в 1770-х годах, когда второй частный владелец Златоустовского завода Л. И. Лугинин построил в этом районе ещё одну плотину на р. Ай, которая стала называться Нижне-Заводской, первая плотина с тех пор именовалась Верхне-Заводской. Это было сделано в целях обеспечения гидроэнергией нужд так называемого Нижнего завода (части основного Златоустовского завода). Нижний завод располагался примерно в версте от главного завода ниже по течению Ая. При Нижнем заводе была передельная фабрика, где получали различные сорта железа, мукомольня и склады для хранения готовой продукции и припасов.
Нижний пруд занимал значительную часть поймы Ая. Его плотина располагалась практически в том районе, где сейчас находится ДК «Металлург». После плотины река шла двумя рукавами и образовывала остров, где располагались заводские постройки. Нижне-Заводский пруд просуществовал до 1922 года, когда был спущен. Правый рукав Ая вскоре засыпали и построили здесь фабрику искусственных точил (современный абразивный завод). Во второй половине 1960-х годов на правобережной пойме появился новый корпус завода им. Ленина (цех холодильников).
Улица Долгая
С деятельностью Нижнего завода связано и постепенное заселение этого района. К середине XIX века здесь уже существовало несколько улиц. На левобережье Ая появились коротенькие улочки — Тагильские, Айские, Болотный, а перпендикулярно им пролегла довольно протяжённая Нижне-Никольская улица, продолжением которой стала Большая Нижне-Заводская улица ((в народе обе улицы считали за одну и называли просто — Долгой). Застроены эти две улицы были в основном одноэтажными, изредка — двухэтажными домами.
Петропавловская церковь
Население Нижне-Заводской части города росло, а посему церковные власти озаботились о духовном окормлении прихожан, инициировав строительство нового храма (дело в том, что и Трёх-Святительская церковь и Свято-Троицкий собор всё-таки находились на существенном отдалении от новых улиц). Поэтому 28 августа 1870 года на площади вблизи Нижнезаводского пруда была заложена новая церковь во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла (Петропавловская). Молебен на освящение закладного камня совершили: протоиерей Свято-Троицкого собора С. Яхонтов вместе со священниками Василием Перебериным, Стефаном Комаровым, Николаем Кизильским и Александром Киштымовым. Строительство велось на средства прихожан и церковные суммы из Свято-Троицкого собора и Трёх-Святительской церкви.
В июле 1875 года на строящемся храме были подняты кресты, а 8 ноября того же года прошло освящение вновь построенной Петро-Павловской церкви. Новый храм был каменным, пятиглавым, со встроенной колокольней с шатровой крышей. Железная крыша была выкрашена зелёной краской. Первоначально Петропавловская церковь была приписана к Свято-Троицкому собору, а 26 октября 1881 года по указу № 5447 Уфимской духовной консистории получила свой приход, к которому были отнесены улицы в районе Нижнего завода и Закаменки. Сама церковь располагалась на Большой Нижне-Заводской улице.
В сентябре 1901 года в приходе открыта одноклассная женская церковно-приходская школа, располагавшаяся в Закаменке в каменном доме, который был построен на средства златоустовского купца Георгия Григорьевича Пролубникова. 1 июля 1904 года Петропавловской церкви был освящён вновь построенный южный престол во имя Святой Великомученицы Варвары, а 22 июня 1908 года — северный престол во имя Святых Жён Мироносиц.
В 1908 году причт церкви состоял из священника и псаломщика, а в 1914–1916 гг. причт увеличился до двух священников, диакона и двух псаломщиков. Прихожанами Петропавловской церкви были мастеровые Нижнего завода со своими семьями, а позднее — рабочие Ермоловской домны. В 1886 году в приходе было 487 домов, где жило 1206 мужчин и 1269 женщин, а через 30 лет, в 1916-м, приход увеличился почти в два раза, в него входило 840 домов (2151 мужчин и 2163 женщины)
Послереволюционная судьба этого храма, как, впрочем, и других, была печальной: 16 февраля 1922 года властями были изъяты церковные ценности; в начале 1933 года Петропавловская церковь передана представителям обновленческого религиозного общества г. Златоуста; 9 сентября 1934 года решением президиума Златоустовского горсовета запрещён колокольный звон — чуть позднее колокола были сняты и отправлены в переплавку, «учитывая острую нужду в колокольной бронзе наших автотракторных и авиационных заводов», при этом в Петропавловской церкви было снято 7 колоколов общим весом 1340,2 кг.
14 февраля 1940 г. на заседании исполкома Златоустовского горсовета было принято следующей решение: «Имея в виду, что Петропавловская церковь в г. Златоусте с 1937 г. бездействует, договора с религиозным культом на пользование зданием не имеется, равно не имеется и религиозного общества и его исполнительного органа, и учитывая требования о закрытии церкви — рабочих, служащих и ИТР заводов и учреждений города, всего свыше 20 тысяч человек <…> церковь закрыть, а после закрытия — снести». Это решение 25 апреля утвердил Челябинский областной Совет.
2 августа 1940 года принято решение № 2 Златоустовского исполкома «О ликвидации бывшей Петропавловской церкви», здание которой было взорвано 29 августа 1940 года (пригодные строительные материалы использованы при строительстве бани № 1). Богослужения в Петро-Павловской церкви продолжались в 1875-1937 годах (в течение 62 лет).
Видинеевский сад
В районе, где сегодня расположен спорткомплекс «Металлург», долгое время (с 1880-х годов до 1950-х) располагался так называемый Виденеевский сад. Его история началась с того, как в начале 1880-х годов купец 2-й гильдии и городской голова (с 1874 по 1882) Алексей Иванович Сорокин устроил неподалёку от Петропавловский церкви городской сад. Афиши, отпечатанные в его собственной типографии, извещали горожан: «4 июля 1882 года, в воскресенье, в саду г. Сорокина имеет быть большое гуляние с музыкой и танцами. Вечером сад будет иллюминирован. При саде имеются качели, карусель, гигантские шаги и игры. Хором любителей, под управлением Н. К. Тимофеева, будет исполнено несколько новых нумеров новых романсов и песен. Плата за вход 25 копеек, дети 10 копеек. В обыкновенные дни бесплатно».
После смерти А. И. Сорокина сад приобрёл купец В. И. Видинеев и вскоре бывший сорокинский сад стали называть Видинеевским. После революции 1917 года Видинеевский сад был национализирован и много лет был центром культурно-массовой работы и отдыха в большом Нижне-Заводском жилом районе. В саду росло много видов деревьев и кустарников, а также располагались летний театр, открытая эстрада, танцплощадка, библиотека. Всё это привлекало людей многих возрастов. В ходе строительства в этом районе спорткомплекса «Металлург» от сада осталось всего несколько деревьев.
Улица Карла Маркса
С приходом XX века начались большие перемены в жизни Долгой улицы и её обитателей. В 1902 году была задута новая домна Златоустовского завода, получившая имя Ермоловской и ставшая началом нового предприятия — Златоустовского металлургического завода (он окончательно отделился от завода-прародителя в 1925 году). Долгая улица в это время, по сути, стала связующим звеном между двумя заводами.
С приходом Советской власти началась эпоха переименований. Так, 16 апреля 1921 года Президиум Златоустовского уездного исполкома решил назвать Нижнюю Никольскую улицу Фабричной, а Большую Нижнезаводскую — Первой Революционной. Правда, все эти решения остались на бумаге, и только 11 сентября 1926 года постановлением Коммунальной секции Златоустовского городского Совета Большая Нижне-Заводская улица, к которой к этому времени была присоединена и Нижняя Никольская, получила современное название — улица им. Карла Маркса (нынешняя молодёжь непочтительно именует её Карлушей). Заметим на полях, что второму классику марксизма — Фридриху Энгельсу — в Златоусте не повезло, не появилось в городе улицы его имени.
В 1934 году по улице Карла Маркса было построено трамвайное депо и пролегла первая линия златоустовского трамвая, соединившая центр Златоуста с металлургическим заводом. Колокольный звон теперь уже не раздавался на улице основоположника марксизма (колокола-то Петропавловской церкви уже ушли на переплавку). В 1940 году исчезла и сама Петропавловская церковь, просуществовавшая 65 лет. На её территории обосновался рынок, начавшийся складываться ещё в то время, когда церковь стояла на месте.
В середине 1930-х годов в этом районе строятся новые школы: в 1935 году в новое здание на ул. Карла Маркса переезжает средняя образцовая школа № 1 (ранее находилась на ул. Ленина, 13); в 1937 году открывается средняя школа № 8 по ул. 1-й Нижне-Заводской.
Кардинальные изменения произошли на улице Карла Маркса в пятидесятые годы XX века, когда она стала застраиваться многоэтажными жилыми домами оригинального архитектурного стиля, который позднее стал называться «сталинским ампиром». Разработал план застройки П. А. Сибрин, работавший главным архитектором Златоуста в 1945–1963 годах.
Одним из первых в это время появилось здание средней школы № 18, сданное в эксплуатацию в 1953 году. Во второй половине пятидесятых годов весь начальный участок улицы Карла Маркса был застроен многоэтажными жилыми домами.
Новые перемены принесли шестидесятые годы. В 1963 году на улице Карла Маркса появилось четырёхэтажное здание металлургического техникума, в 1965-м — спортивный комплекс «Металлург» с большим стадионом, хоккейной коробкой и гостиницей. В 1966 году на месте бывшего рынка начато строительство нового Дворца культуры, который был открыт 21 мая 1982 года к 80-летию Златоустовского металлургического завода. Созданием ДК «Металлург» практически завершилось формирование современной улицы Карла Маркса.
Современная улица им. Карла Маркса протянулась почти на 3 км (2,94 км) от городской станции скорой помощи и Архива Златоустовского городского округа до площади металлургов. Высота начального участка 410 м над уровнем моря, центрального — 428 м (район техникума технологий и экономики), конечного — 405 м (площадь металлургов). Улица располагается на айском левобережье в межгорной долине, ограниченной с юга Уреньгой и Татаркой, а с севера — Малым Косотуром, Закаменской горой и Палёной. Улица Карла Маркса одна из самых равнинных в Златоусте: уклон начального участка протяжённостью 950 м (от станции скорой помощи до дома № 29) — 0,9° или 16 промилле, второго участка протяжённостью 660 м (от дома № 29 до техникума технологий и экономики) — 0,26° или 4,5 промилле, третьего участка протяжённостью 580 м (от техникума технологий и экономики до больницы) — 0,7° или 12 промилле, конечного участка протяжённостью 750 м (от больницы до площади металлургов) — 1,22° или 21,3 промилле. Вначале улица Карла Маркса идёт строго по параллели с востока на запад, затем поворачивает к северу, примерно следуя руслу реки Ай.
Спорткомплекс «Металлург»
Ещё в августе 1935 года Центральный Комитет профсоюзов металлургической промышленности утвердил проект строительства стадиона на металлургическом заводе. Стадион расположился в районе Видинеевского сада. После войны он был реконструирован, и 5 мая 1949 года состоялось его торжественное открытие. Во второй половине 1950-х годов развитие спортивного комплекса металлургов продолжилось — 26 октября 1957 года открыт спортивный павильон металлургического завода – лучший на то время специализированный спортивный комплекс в Златоусте. А в 1965 году вступил в строй действующих большой спортивный комплекс «Металлург», где в сентябре 1979 года 12-й чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов провёл сеанс одновременной игры. Любопытно, что с 1970-х годов на стадионе «Металлург» проходили праздники, посвящённые Дню металлурга, на которых выступали известные советские артисты. Так в 1975 году здесь пел популярный в те годы певец Владимир Трошин.
ДК «Металлург»
В 1966 году на месте бывшего колхозного рынка на ул. Карла Маркса был заложен новый Дворец культуры металлургов. Интересные подробности о его строительстве приводит Ю. Г. Гуревич в своей книге «Златоустовская сталь» (2002):
«История его строительства началась с появления проекта под законспирированным названием «Дом культуры» (строить дворцы категорически запрещалось) еще во времена директора завода О. И. Тищенко. В 60-е годы строительство велось вяло. Во второй половине 70-х начале 80-х годов (директор завода Л. М. Пучков) достаточно энергично. Это заслуга самого директора завода, его заместителя по строительству Б.Я. Кривинского и будущего начальника ОКСа В. И. Ермакова. Они не гнушались выступить в роли просителей. Не раз обращались за деньгами на строительство и оборудование очага культуры к заместителю начальника Госплана СССР М. А. Перцеву».
Был использован типовой проект, коренным образом переработанный и модернизированный. Основные общестроительные работы выполнил трест «Златоустметаллургстрой» при активном участии всех служб металлургического завода. Архитектурное и оформительское решение фасада и интерьера ДК, прилегающей к нему площади разработали московские специалисты во главе с архитектором и художником Я. Н. Лифшицем. Отделку здания, изготовление компонентов оформления выполняли мастера Московского декоративно-оформительского комбината. Использованы живопись, мозаика, витражи, ткачество, резьба по дереву, художественный металл и другие приемы изобразительного искусства. Общее руководство всем комплексом стройки осуществлял заводской штаб.
Новый ДК «Металлург» был торжественно открыт 21 мая 1982 года к 80-летию Златоустовского металлургического завода. На его открытии присутствовал и приехавший из Москвы заместитель начальника Госплана СССР М. А. Перцев, работавший ранее директором Златоустовского металлургического завода (в 1944–49 и 1950–55 гг.).
Юрий Григорьевич Гуревич в своей книге подробно рассказал обо всех участниках оформления нового ДК: «Дворец металлургов стал гордостью завода, понравился всем гостям, приглашенным на его открытие. Еще бы! Руководитель проекта оформления златоустовского Дворца Г.П. Лившиц, лауреат премии Московского Союза художников. Известный аналогичными работами во дворцах Москвы, Екатеринбурга, Караганды, Симферополя, Орла. В оформительскую бригаду, им созданную, входили известные художники Э.А. Шарипова (оформитель посольства в Париже и Марокко), Суриновская и Васнецов (авторы мозаики во внутреннем дворике Дворца металлургов), Ф.Н. Морозов (оформление зрительного зала), заслуженный художник РСФСР Заславская (занавес сцены). Над внешним видом главного входа трудились художники, оформлявшие храм Христа-Спасителя в Москве. В привлечении «звездных» художников и скульпторов к решению интерьеров Дворца заслуга Владимира Ивановича Ермакова».
В 1983 году по инициативе директора Златоустовского металлургического завода Л. М. Пучкова и его заместителя по строительству Б. Я. Кривинского при Дворце был открыт плавательный бассейн «Сталь», где делала первые шаги знаменитая сегодня златоустовская команда по водному поло «Уралочка».
7 мая 1985 года в ДК «Металлург» был открыт музей истории Златоустовского металлургического завода. Музей имел два экспозиционных зала и подсобные помещения (общая площадь музея 546 кв. м). В экспозиции было более трёх тысяч предметных и документальных материалов, рассказывающих о заводе, начиная с пуска Ермоловской домны в 1902 году. В создании музея принимали участие ветераны завода, инженерно-технические работники, заводские художники.
Новый ДК стал самым современным учреждением культуры в Златоусте. В просторном здании располагалось около трёхсот помещений различного назначения: театрально-концертный зал на 1000 мест с большой сценой, оборудованной современной аппаратурой и уникальным по красоте главным занавесом; кинолекционный зал, зимний сад, кафе, бар, просторные фойе, студии для занятий художественной самодеятельности. Здесь же была одна из крупнейших в городе библиотек с читальным залом и музей истории завода. В ДК проходили конференции, фестивали, концерты, гастроли приезжих артистов (в 1988 году выступал народный артист СССР Вячеслав Тихонов — знаменитый «Штирлиц» из популярного сериала «Семнадцать мгновений весны»).
Подробно о работе ДК «Металлург» в первое 20-летие его существования рассказано в материале сотрудника заводской многотиражной газеты «Златоустовский металлург» Л. Таировой (см. приложение 1)
Где что стояло
Если внимательно проанализировать старые планы и фотографии, то можно с достаточной уверенностью сказать, что Петропавловская церковь стояла на месте нынешней площади перед ДК «Металлург» ближе к проезжей части современной улицы им. Карла Маркса. К северо-западу от церкви располагались жилые деревянные дома, а уже за ними на левобережье Ая находился Видинеевский сад (существенную часть его территории ныне занимает стадион спорткомплекса «Металлург»). К северо-востоку от церкви ближе к левобережью Ая уже к середине 1930-х годов располагались небольшие торговые палатки (на это указывают архивные документы о сносе церкви, где давалось указание снести эти палатки перед взрывом церкви). Торговый павильон, сооружённый, по всей вероятности, уже после Великой Отечественной войны, располагался ближе к берегу Ая.
Подготовил А. В. Козлов, член Союза краеведов России, действительный член Русского Географического общества 09.03.2023 г.
Литература:
1. Волокитин, С. Ю. Город Златоуст на фотографиях (1950–1990) / С. Ю. Волокитин, А. В. Козлов. — Златоуст: ООО «ФотоМир», 2021.
2. Гуревич, Ю.Г. Златоустовская сталь / Ю. Г. Гуревич. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002.
3. Златоуст — город крылатого коня. / Автор-составитель А. В. Козлов. — Златоуст: ООО «ФотоМир», 2004.
4. Златоустовская энциклопедия. В 2 т. / Ред.-сост.: А. В. Козлов, Н. А. Косиков, В. В. Чабаненко — Златоуст, 1994–1997.
5. Златоустовские купола. / Составители Л. П. Заева, А. В. Козлов. —Златоуст, 2001. (Библиотека «Златоустовской энциклопедии»).
6. Козлов, А.В. Златоуст в красках или четыре путешествия в прошлое и настоящее города крылатого коня / А. В. Козлов— Златоуст: ООО «ФотоМир», 2019.
7. Окунцов, Ю. П. Златоуст и златоустовцы: Исторические очерки. В 4 т. Т. 4 / Ю. П. Окунцов — Златоуст: ООО «ФотоМир», 2021.
8. Челябинская область: энциклопедия. В 8 т. / гл. ред. К. Н. Бочкарев. — Челябинск: Каменный пояс, 2008.
Подписи к иллюстрациям к историко-географическому описанию ДК «Металлург»
001. Фрагмент плана Златоуста 1913 года. Отрисовка с оригинала А. Козлова. Оригинал — в фондах ЗКМ.
002. Фрагмент плана Златоуста 1930 года. Отрисовка с оригинала А. Козлова. Оригинал — в фондах АЗГО.
003. Фрагмент карты Златоуста 1956 года. Обработка А. Козлова. Оригинал — в личном архиве А. Козлова.
004. Фрагмент плана Златоуста 1984 года (съёмка 1980 года). Обработка А. Козлова. Оригинал — в личном архиве А. Козлова.
005. Фрагмент плана Златоуста 2009 года («Уралаэрогеодезия»). Обработка А. Козлова.
006. Фрагмент плана Златоуста 2023 года (с Яндекс-карт). Обработка А. Козлова.
007. Вид из космоса на район ДК «Металлург». С Яндекс-карт. Монтаж фрагментов в общий снимок А. Козлова.
008. Вид на северо-западную часть Златоуста с Косотура. По диагонали снимка ул. Нижне-Никольская (ныне — ул. Карла Маркса). Вверху слева на возвышенности— Трёхсвятительская (Никольская) церковь, по центру вдали — Петропавловская церковь, слева — Свято-Троицкая (Тагильская) единоверческая церковь. Первая половина 1890-х гг. Из фондов ЗКМ.
009. Вид на северо-западную часть Златоуста с горы Татарки. В центре — Нижне-Заводский пруд, ниже два рукава реки Ай и островок с постройками. По центру вдали — Трёхсвятительская (Никольская) церковь, чуть правее неё — Свято-Троицкий собор, справа — Петропавловская церковь. Первая половина 1890-х гг. Из фондов ЗКМ.
010. Вид на район Петропавловской церкви (на снимке — в центре) с Кладбищенской горы (Уреньги). Левее и выше церкви — Видинеевский (Сорокинский) сад. 1890-е гг. Из фондов ЗКМ.
011. Вид на район Петропавловской церкви (на снимке — слева) с Кладбищенской горы (Уреньги). По диагонали снимка улица Большая Нижне-Заводская (ныне — ул. Карла Маркса). 1890-е гг. Из фондов ЗКМ.
012. Вид на район Петропавловской церкви (на снимке — в центре) с Кладбищенской горы (Уреньги). Выше церкви — Видинеевский (Сорокинский) сад, справа — большой тополь (пень от него находится у фонтана на площади перед ДК «Металлург), ниже дом, принадлежавший Петропавловской церкви. 1900-е гг. Из фондов ЗКМ.
013. Вид на Петропавловскую церковь (на снимке — в центре. Выше церкви — Видинеевский (Сорокинский) сад, справа — большой тополь (пень от него находится у фонтана на площади перед ДК «Металлург), ниже дом, принадлежавший Петропавловской церкви и находившийся на чётной стороне Большой Нижне-Заводской улицы (ныне — ул. Карла Маркса). 1900-е гг. Из фондов АЗГО.
014. Петропавловская церковь. Вид с восточной стороны. Предположительно начало XX в.
015. Афиша сада Сорокина. 1892 г.
016. Купец В. И. Видинеев, по имени которого стали называть бывший сад купца Сорокина.
017. Видинеевский сад. 1932 г.
018. Видинеевский сад. 1930-е гг.
019. Сооружение трамвайных путей на ул. Карла Маркса. Чуть левее центра — Петропавловская церковь, перед ней большой тополь. Начало 1930-х гг. Из фондов ЗКМ.
020. Дом по чётной стороне ул. Карла Маркса, принадлежавший Петропавловской церкви. Начало 1930-х гг. Из фондов ЗКМ.
021—023. Колхозный рынок на ул. Карла Маркса в районе, где сейчас расположен ДК «Металлург». Вид со стороны ул. Карла Маркса. Конец 1950-х–начало 1960-х гг. Из фондов ЗКМ.
024. Колхозный рынок на ул. Карла Маркса в районе, где сейчас расположен ДК «Металлург». Вид со стороны реки Ай. Конец 1950-х–начало 1960-х гг. Из фондов ЗКМ.
025. Первомайская демонстрация на улице Карла Маркса. Слева на снимке — колхозный рынок. 1963 г. Фото из фондов ЗКМ.
026. Первомайская демонстрация на улице Карла Маркса (на повороте). 1963 г. Фото из фондов ЗКМ.
027. Первомайская демонстрация на улице Карла Маркса. По центру вверху — дом № 24, левее него — бывший дом Петропавловской церкви. Фото из фондов ЗКМ. Первая половина1960-х гг.
028. Вид на площадь бывшего колхозного рынка со стороны ул. Карла Маркса. По центру — полуразобранный большой павильон рынка. В дали за Аем — заводские постройки, справа гора Малый Косотур. 1 мая 1966 года. Фото из личного архива И. Н. Филипповой.
029. Вид на ул. Карла Маркса. Справа по центру — площадь бывшего рынка, правее неё бывший дом Петропавловской церкви со старым тополем. Вторая половина 1960-е гг.
030. Старый стадион металлургов. 1950-х–начало 1960-х гг. Из фондов ЗКМ.
031. Вид на улицу Карла Маркса сверху. Слева — павильон спорткомплекса «Металлург», выше него — площадь бывшего колхозного рынка, справа — металлургический техникум. Конец 1960-х гг. Фото Л. Муфлиханова.
032. Новый стадион спорткомплекса «Металлург». 1966 г. Фото А. Минаева.
033. Павильон спорткомплекса «Металлург». 1967 г. Фото В. В. Петунина.
034. Павильон спорткомплекса «Металлург». Сеанс одновременной игры даёт 12-й чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. Сентябрь 1969 г. Из фондов ЗКМ.
035. Вид на спорткомплекс «Металлург» (из комплекта цветных открыток Златоуста, выпущенных издательством «Советская Россия» в 1971 году). Фото Б. Клипиницера.
036. Начало строительства ДК «Металлург». На заднем плане по центру — металлургический техникум. Начало 1970-х гг. Из фондов ЗКМ.
037. Дворец культуры «Металлург». Середина 1980-х гг.
038. ДК «Металлург». Середина 1980-х гг. Фото Л. Муфлиханова.
039. ДК «Металлург». 2007 г. Фото А. Козлова.
040. Детская карусель у ДК «Металлург». 2012 г. Фото А. Козлова.
041. ДК «Металлург». 2019 г. Фото А. Козлова.
042. ДК «Металлург» со стороны фонтана. На переднем плане — пень от старого тополя. 2019 г. Фото А. Козлова.
043. Вид на ДК «Металлург» с Кладбищенской горы (Уреньги). 2019 г. Фото А. Козлова.
044. Панорама района ДК «Металлург» с Кладбищенской горы (Уреньги). 2019 г. Фото А. Козлова.
045. План района ДК «Металлург» с указанием расположения Петропавловской церкви, Видинеевского сада и колхозного рынка. 2023 г. Составил А. Козлов.
Приложение 1
ОСТРОВОК
Настоящим островком культуры в городском масштабе по праву можно считать Дворец культуры «Металлург». Вот уже двадцать лет работает он для людей, свято выполняя свое предназначение. Сегодня он является местом, где после трудов праведных можно отдохнуть душой, почувствовать себя человеком, о котором думают и заботятся, куда прийти можно по поводу и без него или если вдруг просто захочется устроить себе праздник души. Развлекательные мероприятия, концерты, различные шоу-программы, кино, кафе, банкетные залы, пивбар, бассейн и шейпинг-класс, читальный зал и библиотека постоянно к услугам гостей Дворца, которым здесь всегда рады. И не удивительно, что большой популярностью пользуется у металлургов и не только эта обитель искусства, порождающая своей деятельностью доброе и хорошее настроение. Что ни говори, а успех любого дела зависит все же от людей. И творческий коллектив Дворца, к счастью, это хорошо понимает. Большая удача заранее предопределена, если все поставленные задачи решаются сообща. В коллективе Дворца изначально царит обстановка делового взаимопонимания, обязательности и ответственности, являющаяся гарантом успеха.
Поистине золотым фондом Дворца считаются его творческие коллективы. Среди самых интересных и ярких художественно-самодеятельный театр моды «Шанс». Сегодня на базе коллектива работает пять подготовительных групп в возрасте от 6 до 35 лет.
Лишь только стоит появиться на сцене девушкам из «Шанса», как сразу хочется быть хоть немного похожими на них. Умение «подать» одежду это большое искусство, и некоторые из воспитанниц «Шанса» овладели им профессионально. Но это не является самоцелью деятельности театра. Обретение грации, шарма, индивидуальности, наука красоты тела, движений вот что является принципиально важным.
Душой театра и его бессменным руководителем является Р.А. Гуськова. Творческая натура, талантливый сценарист, организатор, режиссер-постановщик, она за годы работы во Дворце организовала и подготовила не одно прекрасное представление. В 1994 г. на базе отлично зарекомендовавшего себя коллектива был проведен первый городской конкурс красоты «Очарование Златоуста». Тогда же за его создание и проведение Р.А. Гуськова была признана «Человеком года» телепрограммы ЗТРК. К слову сказать, руководитель «Шанса» организатор даже международных турниров, проводимых в городе на базе ДК «Металлург».
Свою трудовую деятельность Раиса Александровна начала в качестве руководителя агитколлектива в клубе металлургов четверть века назад. И уже в 1976 г. коллектив стал лауреатом областного конкурса, в 1978 г. ему присвоено звание дипломанта первой степени за литературно-поэтическую композицию. А в дальнейшем реорганизованный в дискотеатр «Панорама» коллектив стал лауреатом второго Всесоюзного фестиваля с вручением ему диплома первой степени за политический дискоспектакль «Мы». Также под руководством Раисы Александровны был создан молодежный клуб «25+5», который пользовался популярностью на протяжении 5 лет. 1989-й стал годом создания театра моды «Шанс», завоевавшего за годы своего существования заслуженное признание и популярность.
Раисе Александровне как человеку, влюбленному в свое дело, личности истинно творческой и по-настоящему одаренной, удалось многое в этой жизни. И вполне возможно, что творческая жизнь могла сложиться не столь удачно, не будь рядом единомышленников, коллег и просто верных, надежных друзей.
Мастерством и вдохновением заполнено творчество талантливого хореографа и художественного руководителя ансамбля современной хореографии «Вдохновение» Сергея Карамышева. Работает он в содружестве со Светланой Поповой. Его самобытное искусство постановки танца покоряет многие зрительские сердца. В 1989 году ансамблю присвоено звание народный. Он является лауреатом международных, зональных и областных конкурсов и фестивалей. Старшая группа ансамбля в январе-марте 2001 года стала дипломантом российских фестивалей современного танца и хореографии, проводимых в городах Сочи и Екатеринбурге. В этом коллективе искусству современного танца обучаются около 70 человек. Возрастных ограничений практически не существует. В равных условиях сосуществуют новички пятилетние малыши и уже умудренные опытом тридцатилетние танцоры. При ансамбле также плодотворно работает студия, организованная на платной основе, руководит которой Марина Габдулхакова.
Более 50 юных танцоров ансамбля народного танца радуют гостей Дворца своим задором и жизнелюбием. С 1984 года руководит ансамблем Ирина Карамышева хороший педагог и талантливый хореограф. Кроме своего ансамбля зачастую Ирина является хореографом и постановщиком танцев в шоу-группе «Конфетти», ансамбле «Златые горы», участвует в постановках новогодних массовок и др. На слуху у зрителей известные имена ее лучших воспитанников солистов ансамбля Светланы Шишкиной, Азата Шафиуллина, Антона Карамышева.
Более десятка лет эстрадной студией «Блэк-бокс» руководит талантливый музыкант Валерий Мавзутов. Это о нем во Дворце отзываются как о человеке, фанатично преданном искусству, музыке, работе. Он не только учит пению, но и записывает фонограммы для других коллективов. Занимается видеосъемкой и компьютерным дизайном. Вместе с Игорем Шелеховым, фотографом ДК, они сняли ряд видеороликов, посвященных юбилею Дворца.
Украшением любого концерта по праву можно считать выступление лучших солистов, прошедших школу Мавзутова, Ларисы Гарюшкиной, Елены Ахмедьяновой, Валентины Черновой, Натальи Щетининой, Натальи Максимовой и Натальи Саблиной. Отрадным событием можно считать появление в составе студии Алексея Князева, ибо мужчины вообще редкость в самодеятельных коллективах. Солисты студии лауреаты и дипломанты областных и городских конкурсов гордость и слава Дворца.
Широкую известность и заслуженное признание горожан получил ансамбль «Сандугач». Но география ансамбля не ограничивается пределами города. Знают и принимают с восторгом этот народный коллектив во многих уголках Урала. Лауреат многочисленных конкурсов, он снискал подлинное признание своим народным искусством. Обновленный и помолодевший, он стал еще привлекательнее для зрителей. Руководители ансамбля Марат Гайсин и Ильфат Фаттахов смогли сплотить коллектив в монолитное содружество единомышленников, увлеченных и преданных народному искусству.
Во всех торжествах они непременные участники. Организовывают и проводят национальные праздники: «Навруз», «Сабантуй», «Золотая осень Акмуллы» и др. Благодаря неуемной энергии руководителей, их бесспорному таланту, определенных успехов в народном творчестве достигли многие участники ансамбля. Но особой популярностью зрителей пользуется солист, дипломант международного фестиваля «Моно дуслык» Фанит Карачурин.
Широкой известностью среди жителей города пользуется и досуговый центр «Чайхана», создателем и руководителем которого является Марат Гайсин.
Не случайно Дворец является центром культуры города, любимым и посещаемым. Но как бы в тени остаются те, благодаря чьим стараниям, таланту проистекает бурный процесс жизнедеятельности такого огромного организма, каковым является Дворец культуры «Металлург».
За 20 лет культурно-массовым отделом проведено более 10 тысяч мероприятий. Талант, трудолюбие коллектива отдела, их взаимоподдержка, понимание удивительны. По-настоящему увлеченные своим делом, преданные ему без остатка эти профессионалы делают порой невозможное, ради минутки радости, счастливой улыбки тех, для кого, собственно, и существует Дворец, и работает он ради других людей.
Людмила Николаевна Тарасова из тех, кому особенно дорога честь Дворца. Знает, делает, умеет многое. Эрудированный, грамотный специалист. Человек слова и дела, она свои профессиональные обязанности заместителя методического отдела исполняет в полном объеме. Кроме того, развит в ней талант писательский. Обладая широким кругозором, использует это при создании сценариев для праздников, торжеств, мероприятий. Больше других владеет ситуацией и многое знает о жизни Дворца, потому что с первых дней его работы жила нераздельной с ним творческой жизнью. О Людмиле Николаевне во Дворце кроме как об ответственном, принципиальном, талантливом и уважаемом человеке не отзываются. Она никогда не предаст, отстоит свое мнение, доказав правоту своих действий и намерений, а это, безусловно, положительно сказывается на результатах деятельности отдела.
А кто не знает Ларису Викторовну Головко и Анатолия Ивановича Сарычева? Их имена и личности не только на слуху, но и на виду. Ни одна концертная программа, ни одно любое другое мероприятие, праздник, шоу не обходятся без их участия, где им приходится выступать в роли ведущих и конферансье. И пусть бывает на душе пасмурно, для зрителей они сама доброта, дарящая улыбки и настроение. Анатолий Иванович с виду строг, подтянут и серьезен, но это не мешает ему перевоплощаться в озорного кота Леопольда, Деда Мороза и многих других сказочных персонажей. Он настоящий артист, человек, который обладает редким талантом любить людей.
Лариса Викторовна руководитель культурно-массового отдела. И этим, наверное, все сказано. Но кругом только своих обязанностей, как уже известно, она не ограничивается. Без ее участия не обходится ни разработка будущих мероприятий, с ней согласовывают все возникающие в процессе работы отдела неувязки, обсуждают проведенные праздники, написание сценариев и т. д. Энергии, таланта ей не занимать, а любовь и преданность своему делу лишь являются плюсом и помогают ей в творческой жизни.
Свое место в отделе занимают Лариса Викторовна Вождаева и Татьяна Сергеевна Жукова. Молодые, энергичные и обязательно талантливые, эти женщины по долгу своему очень много времени уделяют работе с детьми, молодежью.
С обязанностями художественного руководителя Дворца в полной мере справляется Ирина Геннадьевна Петрова. Обладающая огромным организаторским потенциалом, волевая, принципиально строгая и требовательная, она как генератор неиссякаемой энергии, заряжающий все вокруг. Ее заслуга и в том, что не остаются в стороне от участия в различного рода фестивалях, конкурсах и наши самодеятельные коллективы. Тесное взаимодействие с коллективами в их творческой работе приносит последним лишь пользу, потому что знает и прекрасно разбирается она во всех представленных в ДК жанрах. Сухая административная работа никак не влияет на чувственность души Ирины Геннадьевны. Она по-прежнему остается человеком, тонко ценящим искусство, не принимающим в нем фальши и разгильдяйства. Кроме того, занимается Ирина Геннадьевна педагогической деятельностью дает уроки музыки для детей. Педагог от сердца, она учит их не только музыкальной грамоте и аккомпаниаторскому мастерству, но развивает мышление, самостоятельность.
«Наш местный папарацци» так называют в ДК руководителя фотостудии, фотографа по призванию Игоря Александровича Шелехова. Аккуратный, педантичный, безотказный во всех делах, касающихся работы, Игорь к тому же еще и творческая, тонкая натура. Он, наверное, с фотоаппаратом родился не расстается с ним ни утром, ни вечером. Интересный момент запечатлеть из жизни Дворца, например, проблемы не составляет. Помимо основных своих обязанностей увлеченно работал он вместе с Валерием Мавзутовым над созданием видеороликов, посвященных юбилею ДК. Не отказывает в помощи комбинату, если его об этом попросят. Неоднократно устраивал выставки своих работ в ДК, участвовал в городских.
Конкурсы, фестивали, концерты множество фотоснимков остаются напоминанием о работе коллектива Дворца, способного вершить большие дела во имя людей.
Л. Таирова
Гуревич, Ю.Г. Златоустовская сталь / Ю. Г. Гуревич. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. Стр. 274-277.