Памятник великому русскому металлургу П. П. Аносову в Златоусте
Памятник Павлу Петровичу Аносову в Златоусте — один из наиболее известных памятников Челябинской области и практически единственный, сооружённый по решению правительства СССР (постановление Совета Министров СССР «Об увековечении памяти великого русского металлурга П. П. Аносова» от 15 ноября 1948). Он был заложен 11 сентября 1949 года, а торжественно открыт 19 декабря 1954 г. Создан московскими скульпторами Анатолием Петровичем Антроповым и Николаем Львовичем Штаммом, архитектор Татьяной Львовной Шульгиной, проект которых победил во всесоюзном конкурсе.
Памятник установлен на центральной площади Златоуста (с 1921 года — площадь им. 3-го Интернационала) в её северной части между зданиями часового завода (с запада) и Оружейной фабрики (с востока). Географические координаты: 55°10′25,2″ сев. широты и 59°40′20,45″ вост. долготы, высота над ур. моря 420 м. Общая высота памятника 9 м.
Авторы монумента выполнили его в стиле классицизма, из-за чего многие гости Златоуста наивно полагают, что этот памятник появился чуть ли не в XIX веке. Аносов изображён в полный рост (высота скульптуры 4 м) в мундире генерал-майора Корпуса горных инженеров, на что указывают две звёздочки на генеральских эполетах.
На шее Аносова крест ордена Св. Владимира 3-й степени, в руках изогнутая полоса булата (длина полосы 3 м).
Слева расположена подставка в виде небольшой колонны с каннелюрами (вертикальными желобками) и столешницей (высота 1,8 м).
На столике на рассыпавшихся свитках чертежей помещён микроскоп (высота 0,8 м).
Статуя Аносова и столик с микроскоп смонтированы в единое целое на массивном металлическом диске (диаметр 1,5 м, толщина 0,2 м).
Постамент из коричневато-красного гранита состоит цилиндрической части (диаметр 1,8 м, высота 3 м) и трёх ступеней, представляющих в плане квадраты.
Верх цилиндрической части постамента декорирован горельефным фризом (высота 0,4 м), состоящим из восьми медальонов с поясными портретами (слева направо): самого П. П. Аносова, склонившегося над микроскопом; слесаря с напильником и верстаком, кузнеца с молотом и наковальней, сталевара, рудокопа, механика с французским разводным ключом, ученика с треугольником, инженера с циркулем и чертежом.
Между медальонами размещены символические композиции, состоящие из эмблем инженеров-технологов (скрещённые молоток и французский гаечный ключ) поверх которых на лентах размещены лавровые ветви. Любопытно, что эмблемы чередуются в прямом и зеркальном видах, на прямом позади эмблемы размещён раздвинутый циркуль, на зеркальном — клещи. Надо сказать, что элементы декорирования фриза — это, пожалуй, единственное, где авторы несколько отошли от исторической достоверности: всё-таки П. П. Аносов был горным инженером, и было бы более уместно поместить на памятнике эмблемы горного ведомства (два скрещённых молотка).
На постаменте надпись: «Великому металлургу Павлу Петровичу Аносову. 1797–1851» (точная дата рождения Аносова —29 июня 1796 года по ст. стилю — была установлена только в 1999 году).
Бронзовая скульптура Аносова и детали памятника (столик, микроскоп, горельефный фриз) отлиты на ленинградском заводе «Монумент-скульптура), гранитный постамент выполнен Мытищинским заводом скульптурно-художественного литья.
Памятник П. П. Аносову постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 отнесён к памятникам республиканского (ныне — федерального) значения.
Из истории создания памятника
22 марта 1899 года в газете «Санкт-Петербургские Ведомости» была опубликована заметка «Могила П. П. Аносова», подписанная инициалами Н. А., за которыми скрывался Н. А. Яновский (внук П. П. Аносова от младшей дочери Ларисы), где в заключение было написано:
По сведениям, недавно сообщенным мне, на месте бывшего городского кладбища в Омске построена церковь, в ограду которой и вошла могила Аносова.
Если это так, то, конечно, этому надо только порадоваться и пожелать лишь скорейшего приведения в порядок воздвигнутого над этой могилой памятника. Но, с другой стороны, заслуги П. П. Аносова настолько велики, что этого памятника, нам кажется, совершенно недостаточно, чтобы достойным образом увековечить память его в потомстве, тем более что Омск для Аносова был совсем чужой город и попал он в него совершенно случайно, найдя в нем свое место упокоения.
Этому высокоталантливому горному деятелю, нам кажется, более всего приличествует воздвигнуть памятник в городе Златоусте, на площади перед домом горного начальника и зданием арсенала, где он провёл лучшие годы своей жизни и где протекла вся его творческая деятельность на пользу стального дела.
Сбываться это пожелание внука великого металлурга началось полвека спустя, когда 15 ноября 1948 года Председатель Совета Министров СССР И. В. Сталин подписал постановление № 4229 «Об увековечении памяти великого русского металлурга Павла Петровича Аносова», где в первом пункте говорилось: «Соорудить памятник П.П. Аносову в г. Златоусте».
Работы по сооружению памятника параллельно шли и в Златоусте, и в Москве. В Златоусте процесс создания нового монумента координировал заместитель председателя горисполкома Д. З. Истомин. К торжественной закладке монумента, которую предполагалось провести в сентябре 1949 года, была подготовлена площадка в северной части городской площади (сделана отсыпка грунта, асфальтирование площадки, изготовлены элементы декоративного ограждения — чугунные шары-ядра и массивные цепи).
К церемонии закладки памятника было приурочено проведение в Златоусте совещания металлургов Южного Урала, в котором кроме южноуральцев приняли участие представители Москвы, Ленинграда, Свердловска. Его посвятили 150-летию со дня рождения Аносова, изучению его жизни и деятельности. А в воскресенье, 11 сентября 1949 года, участники совещания участвовали в закладке памятника великому металлургу, об этом событии подробно рассказала городская газета «Большевистское слово» в номере за 13 сентября. Митинг по случаю закладки памятника краткой речью открыл депутат Верховного Совета СССР, секретарь Челябинского обкома ВКП(б) А. А. Белобородов. Кроме него на митинге выступили директор Златоустовского металлургического завода им. И. В. Сталина Т. В. Нестеров, сталевар В. М. Амосов, дважды лауреат Сталинской премии инженер И. Н. Голиков. На месте будущего памятника открыт небольшой обелиск с надписью на металлической табличке: «Здесь будет сооружён памятник великому русскому металлургу Павлу Петровичу Аносову. 1797–1851 гг.»
В Москве тем временем Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР провёл конкурс на лучший проект памятника, в котором победили московские скульпторы Анатолий Антропов и Николай Штамм. А сделать проект постамента для победившей на конкурсе скульптуры взялась архитектор Татьяна Шульгина.
14 сентября 1951 года проект памятника, который представляли один из авторов — А. П. Антропов и представитель Комитета по делам искусств Е. П. Эммиль, был обсуждён на заседании исполкома Златоустовского горсовета. Судя по протоколу обсуждение было оживлённым, в нём выступили семь человек, в числе которых были главный архитектор Златоуста П. А. Сибрин, начальник горотдела милиции Ф. Г. Чичиланов, научный сотрудник музея В. А. Серафимов, зам председатель исполкома Д. З. Истомин. В пункте втором принятого постановления авторам было предложено учесть следующие замечания:
а) Детали памятника: как то микроскоп, карта, тумба должны соответствовать эпохе жизни П. П. Аносова.
б) В медальонах барельефа отобразить многогранную научную деятельность П. П. Аносова.
в) Надпись на лицевой стороне постамента поместить в следующей редакции: «Великому русскому металлургу Павлу Петровичу Аносову. 1797–1851 г.
г) На тыловой части постамента разместить надпись с изречением Аносова: «Россия богатая железными рудами различного свойства, не бедна и искусными руками».
д) привязку памятника к городской площади и благоустройство площадки выполнить с учётом рельефа места, при этом желательно квадрат площадки заменить на круг с выносными ступенями на площадь».
Кое-что из замечаний было учтено полностью (а, в), что-то — частично (б), что-то осталось в числе благих пожеланий (г, д). Тут надо сказать, что далеко не всё зависело от авторов. Ну вот как, скажите на милость, отобразить в медальонах «многогранную научную деятельность»? Здесь авторы, на мой взгляд, поступили более разумно, поместив на фризе Аносова в окружении тех людей, с которыми он работал.
Работа над окончательным вариантом скульптуры Аносова продолжалась и позднее. К примеру, добавился крест ордена св. Владимира, отсутствовавший на гипсовом макете памятника, хранящемся в фондах Златоустовского краеведческого музея. Строго говоря, на шее Павла Петровича должно было быть два орденских креста: св. Владимира 3-й степени и чуть ниже — св. Анны 2-й степени, которые он получил ещё до генеральского чина. Но видимо в то время посчитали, что генералу Аносову хватит и одного ордена.
О завершающей стадии работы по сооружению памятника хорошо рассказал известный златоустовский краевед и почётный гражданин Златоуста Николай Александрович Косиков, работавший в те годы директором Златоустовского краеведческого музея:
«Первая стадия сооружения памятника — стадия проектирования — закончилась. Далее предстояло осуществить проект. Скульптуру из бронзы подрядился отлить Ленинградский завод «Монумент-скульптура». Заказ был выполнен довольно быстро: в акте от 21 декабря 1954 г. записано, что «… по договору с горисполкомом изготовлен бронзовый монумент Аносова». В акте говорилось также, что работа выполнена в соответствии с авторской моделью, принята и подлежит оплате. В конце марта 1954 г. скульптура и детали памятника — столик, микроскоп, горельефы — прибыли в Златоуст, приняты комиссией и временно оставлены на хранение во дворе здания горкома КПСС.
На очереди был постамент. Здесь надо сказать, что по первоначальному замыслу Т. Л. Шульгиной его предполагалось делать из серого уральского гранита. Однако образцы из Суховязского карьера в районе Верхнего Уфалея и одного из месторождений Свердловской области автора не удовлетворили, поскольку при полировке появлялась грязноватая поверхность, и Т. Л. Шульгина решила заменить серый гранит на красный украинский Капустянского месторождения. Исполнение заказа взял на себя Мытищинский завод скульптурно-художественного литья. Для заключения договора с заводами горисполкомом был командирован в Москву автор этих заметок. Выполняя поручение, я, прежде всего, встретился с Т. Л. Шульгиной. Это произошло в Моссовете, где у неё было какое-то рабочее помещение. Вот тогда, посмотрев на привезённые образцы гранита, она сказала, что решила использовать другой гранит. 20 мая 1954 г. договор с Мытищинским заводом был подписан.
А в Златоусте тем временем готовились к завершающему этапу — закладке фундамента и монтажу памятника. Всеми этими работами поручено было руководить Н. А. Вахрушеву, тогда заведующему горкомхозом. После получения готовых гранитных блоков от завода-изготовителя были сформированы бригады такелажников и других рабочих — представителей металлургического завода и завода имени В. И. Ленина. Монтаж проходил под наблюдением и с участием специалистов из Мытищ. 14 декабря 1954 года городская комиссия приняла памятник».
Торжественное открытие памятника П. П. Аносову состоялось 19 декабря 1954 года и, по сути, завершило отмечавшееся в том году 200-летие со дня основания Златоуста. Прошло оно тоже в воскресенье, но из-за декабрьской непогоды, разбушевавшейся в тот день, было скромнее по масштабам, чем закладка. Первым на митинге с кратким словом выступил председатель Златоустовского горисполкома Т. Л. Латышев, который после этого и открыл памятник П. П. Аносову. После чего делегации металлургов, завода им. Ленина, лаборатории этого завода, цеха им. Фрунзе, техникума им. Аносова возложили венки к подножию монумента. Кроме Латышева на митинге выступили директор завода им. Ленина Киселёв, парторг ЦК КПСС на металлургическом заводе Климов, представитель металлургов Магнитогорска Гудков, зам. председателя Челябинского облисполкома Зубова.
Парадоксально, но факт: об открытии памятника П. П. Аносову в Златоусте главная газета СССР — «Правда» — сообщила на день раньше (20 декабря), чем местный «Златоустовский рабочий», рассказавший о свершившемся 21 декабря.
В 1994 году памятник П. П. Аносову был обследован комиссией, которая обнаружила, что вследствие разрушения бетонной подушки между цилиндрической частью постамента и его основанием на декоративном кольце у основания памятника появились две трещины. В ноябре 1997 года трест инженерно-строительных изысканий «Златоуст-ТИСИЗ» выявил появление новых трещин, а кроме этого, памятник накренился на 18,7 см по вертикали. Было принято решение о реконструкции памятника. Работы проходили в течение нескольких месяцев. Скульптура Аносова была снята с пьедестала и очищена, пьедестал отреставрирован и укреплён, благоустроена прилегающая территория. Основные работы по реконструкции памятника выполнены трестом «Востокметаллургмонтаж» и 23 сентября 1998 года памятник П. П. Аносову был вновь открыт.
В 2013 году разработан проект реконструкции территории у памятника Аносову, который, к сожалению, не был реализован в полной мере.
В октябре 2022 года в Златоусте побывали потомки Павла Петровича Аносова по линии его старшей дочери Марии: прапраправнучка П. П. Аносова педагог Ольга Андреевна Новиковская, её сын инженер Иван Новиковский и внук Гриша, которые с интересом осмотрели памятник и сфотографировались у него.
Коротко об авторах памятника
Авторы памятника Аносову — скульпторы А. П. Антропов и Н. Л. Штамм, архитектор Т. Л. Шульгина — были довольно известны в послевоенное время, но в местной печати сведения о них весьма скудны. Восполняя этот пробел, привожу их биографии.
АНТРОПОВ Анатолий Петрович (03.06.1906, Москва — 19.05.1982, там же), советский скульптор. В 1930–1931 годах учился у А. Т. Матвеева в ИНПИИ (Институт пролетарского изобразительного искусства, ныне — Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина). После его окончания Антропову присвоено звание художника-скульптора монументально-строительной скульптуры. В 1932 году вступил в Союз художников СССР. С 1932 года принимал участие в художественных выставках. Жил и работал в Москве. Во время Великой Отечественной войны служил в 268 отдельном автотранспортном батальоне 6 танковой армии. Награждён медалью «За боевые заслуги». В 1936 году выполнил гипсовый бюст Ромена Роллана, который был выпущен в массовом тираже. В 1939 году принимал участие в конкурсе проектов памятника Максиму Горькому в Москве. В 1939 году совместно с Н. Л. Штаммом выполнил скульптуры «Текстильщица и хлопкороб», «Чабан», «Узбек и узбечка» для главного павильона ВСХВ. Автор четырёх цементных скульптур на спортивные темы, установленных в 1934 году на стадионе «Динамо» в Казани. По проекту Антропова был выполнен цементный памятник В. В. Куйбышеву, установленный на заводе им. Куйбышева в Коломне. В 1947 году выполнил памятник на братской могиле в Солнечногорске. В 1954 году в Златоусте открыт памятник П. П. Аносову, выполненный А. П. Антроповым совместно с Н. Л. Штаммом (в сентябре 1951 года приезжал в Златоуст, участвовал в обсуждении проекта памятника на заседании Златоустовского горисполкома). В 1960-х годах Антропов выполнил надгробия Куляш Байсеитовой, Канышу Сатпаеву и Мукану Тулебаеву на Центральном кладбище Алма-Аты. Принимал участие в создании памятника Юрию Долгорукому в Москве (1954), скульптуры «Колхозница и механизатор» на арке главного входа ВДНХ (1954), двух фигур на павильоне ««Механизация и электрификация» (1954). В 1960 году совместно с С. Л. Рабиновичем и Н. Л. Штаммом выполнил памятник жертвам Ленского расстрела в Бодайбо. Среди других работ Антропова, «Женская фигура» (гипс, 1955), «М. Ю. Лермонтов» (гипс, 1958), «Защитники города» (гипс тонированный, 1960), фигура «А. М. Горький» (чугун, 1963), «Портрет Ким-Ин-Хо» (1969, гипс), «Партизан на лошади» (металл), «Портрет ветерана Отечественной войны» (гипс тонированный).
ШТАММ Николай Львович (22.03.1906, Москва — 02.10.1992, там же) – советский художник-живописец и скульптор, заслуженный художник РСФСР (1979). 1925–1927 учился в Мстёрском художественном техникуме им. Наркомпроса; в 1927–1930 — на скульптурном факультете московского ВХУТЕИНА (высший художественно-технический институт) у И. С. Ефимова, В. И. Мухиной, И. М. Чайкова, П. И. Львова; в 1931–1932 — в Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ) у Б. Е. Каплянского и П. И. Львова. С 1933 — член Союза художников СССР. Участник выставки московских скульпторов (открыта 26.05.1937) в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В 1943 совместно принимал участие в оформлении станции «Новокузнецкая» Московского метрополитена (станция была открыта 20.11.1943, подземный зал украшен барельефами русских полководцев — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, А. В. Суворова, М. И. Кутузова работы скульпторов Н. В. Томского, А. Е. Зеленского, С. М. Рабиновича, Н. Л. Штамма). Вместе с А. П. Антроповым участвовал в создании памятников Юрию Долгорукому (Москва, 1954), П. П. Аносову (Златоуст), в оформлении главного входа ВДНХ (скульптурная композиция тракториста и колхозницы). Штамм автор памятника — дважды Герою Советского Союза А. Ф. Клубову (село Кубенское Вологодской области). Его картина «Кафка» (1960-е гг. Холст, масло. 20х99 см) экспонируется в Вологодской картинной галерее. Творчеству скульптора посвящена книга В. Л. Мейланда (Штамм Николай. Скульптура. Живопись. Графика. — М.:Сов. художник,1984).
ШУЛЬГИНА Татьяна Львовна (1915, Пятигорск – 2007, Москва), московский архитектор, заслуженный работник культуры РСФСР (1984). Родилась в семье композитора Льва Владимировича Шульгина (1890–1968). Была замужем за архитектором и художником Анатолием Андреевичем Усачёвым (1914–2001). Участвовала в создании таких произведений монументального искусства, как памятник П. П. Аносову (1954, Златоуст), памятник «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке» (Владивосток, 1961), обелиск в честь героев Великой Отечественной войны (Ржев, 1963). Её внук Фёдор Дмитриевич Усачёв (род. 1989) — известный российский художник.
Скульптурный символ Златоуста
За семь десятилетий своего существования памятник П. П. Аносову стал своеобразной скульптурной визитной карточкой города, одной из главных городских достопримечательностей. Сегодня даже трудно представить себе, что когда-то этого памятника не существовало. А многие гости города, впервые увидев классические формы памятника, всерьёз полагают, что он сооружён в XIX веке. Изображения памятника П. П. Аносову можно встретить практически во всех книгах, посвящённых Златоусту, на почтовых конвертах, значках и открытках.
Значок с изображением памятника Аносову выпущен Чебаркульским металлургическим заводом в 1974 году, в этом же году Министерством связи СССР массовым тиражом был выпущен почтовый конверт с рисунком памятника. Открытки с видом памятника вошли во все комплекты видов Златоуста, изданные после 1968 года. Кроме этого, изображение памятника есть на многих памятных медалях и изделиях, изготовленных в стиле златоустовской гравюры на стали.
Памятнику Аносова посвящены стихи многих златоустовских поэтов (А. Павлова, В. Черноземцева, Н. Данилевского), но наиболее проникновенные строки в 2017 году написала поэтесса Светлана Соложенкина (к слову, её первое опубликованное стихотворение было написано в 1954 году и посвящено открытию памятника):
Когда рассвет сияет, бело-розовый,
то ль яблоневый цвет, то ль первый снег,
я вновь гляжу на памятник Аносову,
он дорог мне, как близкий человек.
Когда приходит вечер, с ясным месяцем,
похожим на клинок в его руках,
вокруг него волшебно площадь светится,
и так же он — роднее всех в веках.
Когда под осень льются листопады,
как из мартена, лавой огневой,
я вновь к нему прийти бываю рада,
да памятник ли он — всегда живой?
Чугунный чёрный шар у пьедестала,
как шар земной, у ног его лежит,
и как бы стрелка часовая ни бежала,
он Вечности и нам принадлежит,
и без него нельзя представить Златоуста,
немыслимо, чтоб он исчезнуть мог…
Ведь свято место не бывает пусто,
всегда на месте — месяц и клинок!