Златоустовская оружейная фабрика — детище Александра I
Александр I Павлович — российский император из династии Романовых (родился 12 (23) декабря 1777 г. Время правления с 12(24) марта 1801 г. по 19 ноября(1 декабря) 1825 г)
«В конце XVIII столетия решено было построить завод для приготовления холодного оружия по образцу Золингеновского, как лучшего в Европе. В последний год царствования императора Павла поручено было горному начальнику Гороблагодатских и Каменского заводов А.Ф. Дерябину выбрать удобное место под новый оружейный завод. Он приискал подходящее место на реке Каме или при Анненском заводе на реке Бабке. Кончина Императора Павла, по-видимому, отдалила на некоторое время осуществление этой мысли. Император Александр I Указом Сенату от 20 февраля 1807 года повелел немедленно приступить к постройке завода, и пригласить частных заводчиков готовить, и сдавать в казну оружие».
Война России с Францией приближалась. Российская армия нуждалась в оружии. В 1811 году консуленту юстиц-коллегии эстлянских и финляндских дел Гартману поручается ведение переговоров с золингенскими фабрикантами и мастерами об устройстве в России оружейной фабрики, но начавшаяся война с наполеоновской армией отдалила намеченные планы.
В августе 1813 года в Германию направляют для найма мастеров, знающих дело холодного оружия Августа Фридриха Александра Эверсмана.
Александр Эверсман пригласил мастеров оружейников из признанных европейских центров изготовления холодного оружия – округа Золинген (Германия) и французского Клингенталя. Наполеоновские войны разорили европейские города. Большинство немецких мастеров находились в тяжелейшем материальном положении, и согласились на переезд в Россию. Некоторые мастера сами обратились к российскому правительству с просьбой о переезде в Россию и организации оружейного дела.
Из Положения об учреждении Оружейной фабрики при Златоустовском заводе от 3(15) июля 1815 года.
«В заседании Комитета Министров 1815 года июля 3 дня слушана записка Министра финансов об устроении оружейной фабрики помощью вызванных иностранных оружейников. В 1811 году некоторые солингенские фабриканты объявили Министру финансов желание переселиться в Россию и завести фабрику клинков, ножей, бритв и прочих железных и стальных изделий. Министр финансов довел такое предложение фабрикантов до сведения Государя Императора, и Его Величеству угодно было возложить на него вызвать в Россию мастеров клиночного дела и вообще стального дела мастеров. Вследствие сей Высочайшей воли, Министр финансов велел выдать каждому из них, по примеру других горных начальников, на подъем по две тысячи пятьсот рублей, а управляющего сими заводами обер-бергмейдера Клейнера вызвать в С-Петегбург для определения к должности, соответствующей его способностям и чину, производя ему до того времени жалование и назначить по 2500 рублей в год. Комитет, приняв в уважение ту пользу, которая произойти должна от укоренения в России искусства через вызванных из Солингена мастеров делать белое оружие и разные общеупотребительные вещи из стали, ни мало не уступающие добротою выделываемых в самом Солингене, как знаменитейшем месте в Европе по превосходству заведений сего рода и, найдя, что все вышеизложенные распоряжения Министра финансов самым удобнейшим образом ведут к достижению предназначенной цели, положил утвердить оные, равно и самые проекты об управлении Златоустовскими заводами и Оружейной при них фабрикой во всей силе и подробностях, оставив те проекты при делах Комитета. Министру финансов предоставить привести все то в надлежащее исполнение, о чем и дан указ выпиской из сего журнала».
Положение подписано князем Александром Голициным, князем Горчаковым, графом Кочубеем, графом Гурьевым, князем Николаем Муравьевым и другими.
Август Фридрих Александр фон Эверсман (родился 8 октября 1759 г. в Брахвице близ Галле, Германия – умер 29 октября 1837 г. в Берлине, Германия)
Первым директором Златоустовской оружейной фабрики был назначен Август Фридрих Александр фон Эверсман. Вся главная администрация вновь учрежденной Златоустовской оружейной фабрики и Златоустовских заводов состояла из немцев.
Иностранные мастера ехали на далекий Урал на выгодных для них условиях. Им оплачивало российское правительство путь из их Отечества до места назначения. Жалованье, означенное в частных контрактах в зависимости от умения и мастерства установлено было от 800 до 1500 и более рублей в год. Им полагалась готовая квартира, дрова и места для садов и сенных покосов. Если договорившийся умирал по пути следования или в продолжение первых двух лет пребывания своего в России, то жена умершего получала половинный пансион в течение 2-х лет по смерти мужа. Каждый иностранец со своим семейством освобождался от рекрутской повинности. Иностранный мастер, за каждого обученного своему ремеслу русского работника, получал в награду по 500 рублей. Давалось право на богослужение, обучение и воспитание детей. По прошествии 5 лет предоставлялось право выехать из России или остаться при том же заводе или в другом месте.
Список работников оружейной фабрики Золингена, прибывших в 1814 году на Златоустовскую оружейную фабрику.
1. Вейерсберг Петр Абрам, 40 лет, женат, 3 детей, Золинген, кузнец клинков
2. Каймер Иоганн Петер, 53 года, женат, 6 детей, Мершайд, литейщик стали
3. Бик Бениамин, 50 лет, женат, 4 детей, Вальд, кузнец перочинных ножей
4. Биркендаль Иоганн Вильгельм, 37 лет, женат, 4 детей, Хёшайд, мастер по изготовлению ножниц
5. Гра Иоганн Готфрид, 33 года, женат, 5 детей, Хёшайд, шлифовальщик
6. Гра Даниэль, 40 лет, женат, 5 детей, Хёшайд, шлифовальщик
7. Олигер Иоганн Абрам, 40 лет, женат,4 детей, Дорп, кузнец по мечам
8. Олигер Даниэль,38 лет, женат, 4 детей, Золинген, мастер позолоты
9. Вольферц Даниэль, 40 лет, женат,6 детей, Золинген, кузнец по мечам (в приложении сказано «хороший работник»).
10. Люн Иоган Франц, 47 лет, женат, 2 детей, Ремшайд, кузнец по мечам («очень хороший работ- ник»)
11. Харткопф Абрам, 48 лет, женат, 4 детей, Золинген, мастер позолоты
12. Клайн Иоганн Готфрид, 37 лет, женат, 3 детей, Хёшайд, шлифовальщик
13. Розенкаймер Абрам, 20 лет, Вальд, рабочий по перочинным ножам
14. Штрётер Давид, 49 лет, женат, 5 детей, Хёшайд, шлифовальщик
15. Лаутерюнг Даниэль, 20 лет, Вальд, кузнец по мечам
16. Олигер Даниэль, 40 лет, женат, 5 детей, Дорп, кузнец по мечам
17. Энкельс Даниэль, 22 года, Шёхайд, шлифовальщик
18. Пёттер Вильгельм, 44 года, женат, 4 детей, Дорп, точильщик мечей
19. Линдер Петер Готфрид, 36 лет, Хёшайд, шлифовальщик
20. Мельхиор Иоганн Вильгельм, 49 лет, Золинген, наборщик («хороший работник»).
21. Гальбах Иоганн Петер, 31 год, женат, 4 детей, Ремшайд, мастер по ножам
22. Гоппе Даниэль,30 лет, Дорп23. Кирхоф Фридрих , 28 лет, Золинген, мастер по ножам («хороший работник»)
24. Киппер Гаспар Дитрих, 30 лет, Мершайд, забойщик напильников
25. Шмиц Карл, Ремшайд, мастер позолоты
26. Гёфер Иоганн Петер, 44 года, женат, 4 детей, Мершайд, литейщик
27. Бергер Якоб, 36 лет, женат, 3 детей, Мершайд, забойщик напильников
28. Вейерсберг Франц Вильгельм, 22 года, Золинген, мастер по выделке ножей («хороший работник»)
29. Шнайдер Иоганн, 30 лет, женат, 1 ребенок, Дорп, рабочий по мечам
30. Кольфхаус Петер, 33 года, женат, 3 детей, Дорп, мастер по выделке вилок
31. Экштейн Себастьян, 55 лет, женат, 8 детей, Вермель, хирург
32. Гельц Франц, 40 лет женат, 4 детей, Вермель, школьный учитель
33. Киллинг Петер Иоганн, 50 лет, Ремшайд, молотобоец.
Первая партия — 35 человек мастеров, вместе с женами и детьми 114 человек, выехали из Германии в Петербург в 1814 году. 15 июля они выехали из Петербурга на Урал. В том же 1814 году особой партией в Златоуст прибыло еще 16 мастеров.
Отправляясь в дикий и неведомый край, многие из них в Петербурге прикупили мебель, посуду и другие необходимые в хозяйстве вещи.
1815 год прошел в устройстве для прибывших немецких мастеров домов и мастерских при Златоустовском заводе. Появились красивые домики с огородами и со всем нужным хозяйством, образовав две улицы: Большую Немецкую и Малую Немецкую. Улицу Большую Немецкую в альбоме, прилагаемом к «Техническому кабинету» (1827г.) изобразил И.П. Бояршинов. Для проживания немецких мастеров было построено более 50 домов. Дома были деревянные, одноэтажные, с мезонинами. Большинство домов разделялось на две квартиры для двух семейств, с особыми для каждой дворовыми постройками. Позади домов находились огороды. На строительство домов потрачено более 200 тысяч рублей. По внешнему виду и по образу жизни обитателей это был уголок Германии, перенесенный в Уральские горы. Обособленность немецкого населения выражалась в том, что они не хотели признавать над собой действия существовавшей в поселке Златоустовского завода управы благочиния «как не соответствующей нравам и обычаям иностранцев».
Для разбора и решения гражданских и уголовных дел по разным проступкам между немцами, а так же между немцами и русскими учреждался немецкий суд.. Суду было предоставлено право рассмотрения и решения правильности назначения заводской администрацией мастерам «урочной работы». Немецкий суд состоял из 5 судей-немцев и чиновников, назначаемых директором фабрики. Делопроизводство в суде велось на немецком языке. В 1820 году открывается немецкий клуб. Необходимость в нем немцы мотивировали тем, что в питейных домах, как русские, так и немцы, «по недостатку подчиненности и присмотра, нередко предаются слишком великому употреблению горячительных напитков, через что происходят противные нравственности и морали поступки». Был выработан устав клуба. Продаваемые в нем спиртные напитки, были освобождены от акциза. Клуб был избавлен от каких-либо налогов. Открыт был для немецкого населения в воскресенье с утра до вечера, а в будние дни — вечером. Из доходов клуба составлялась вдовья и сиротская касса. В 1830-х годах немцы купили для клуба лучший каменный дом. Клуб существовал более 60 лет и был закрыт в начале 1880-х гг.
А. Эверсман продолжал вербовать своих соотечественников в течение 1815, 1816, 1817 г. и частью в 1818г.г. На путевые расходы по переезду немцев до Златоуста российская казна затратила до 150 тысяч рублей. В первые годы на жалованье им расходовалось до 125 тысяч рублей в год. Император Александр I пристально следил за становлением Златоустовской оружейной фабрики и жизнью немецких мастеров в Златоусте.
По приезде в Златоуст иностранные специалисты обязаны были выполнять определенную работу.
Cписок иностранных мастеров «с показанием кто какою работой заниматься должен».
1. Кондрат Флик – делом железных ножен
2. Иоганн и Исаак Лобах – ковкой клинков
3. Абрам Лобах – насечкой слесарных пил
4. Георг и Яков Рихтер - ковкой эфесов
5. Петр Колфгауз – отделкой Эфесов
6. Яков Бергер – ковкой клинков и эфесов
7. Каспар Киппер – ковкой клинков и эфесов
8. Иоганн Гальбах – ковкой пил и ножен
9. Иоганн Бринкер - литьем стали
10. Фридрих Кирхов – закаливание клинков
11. Иоганн Бертрам – разгонка железа
12. Иоганн Шнек – изготовление железа по нассаускому способу
13. Филипп и Валентин Газ – подмастерье
14. Петр, Абрам, Давыд, Фридрих, Карл Штретер – шлифовальщики
15. Иоганн Абрам, Самуэль Олигер – ковкой клинков
16. Даниэль Гепп – ковкой клинков и перочинных ножей
17. Вильгельм, Фердинанд Петтер – ковкой клинков
18. Иоганн Гильберг – ковкой эфесов и шомполов
19. Риттергауз – ковкой клинков и шомполов
20. Абрам Брунеллер – дела эфесов и других вещей
21. Абрам Бергер – дела эфесов и клинков
22. Петер Ватеркамф – отливкой вещей из зеленой меди
23. Людвиг Шаф – вытравливанием клинков
24. Николай Шаф – позолотою
25. Иазуа, Карл Бринк – делом стали и разгонкою оной
26. Иосиф Коллет – ковкою клинков
27. Готлиб Геннен – делом кожаных вещей
28. Фридрих Науман – слесарной работой
29. Кристиан Лангшенд – якорной работой
30. Андрей Кунц – делом инструментов
31. Антон Педель – ковкой клинков
32. Доминик Педель – отделкой сабель
33. Франц Эслингер – шлифовкою
34. Петер Шефер – шлифовкою
35. Бергауз – делом эфесов и пил
36. Яков Левринсгауз – делом эфесов и пил
37. Шмитц – позолотчик и серебрянщик
38. Каймер – верховой мастер
39. Иоганн Гермес- делом сырцовой стали
40. Богдан Саламон – делом зеленой меди
41. Иоганн Штригер – делом зеленой меди
42. Даниэль Оберкотт – делом стали и разгонкою оной
43. Нейяр – слесарная работа
44. Риль – то же
45. Фолкман – медник
46. Иоганн Шнайдер – подмастерье у Иоганна Олигера
47. Иоганн Левринсгауз – насечкой слесарных пил
48. Готлиб Янцен – делом тесаков и прочее
49. Симон Корсаковский – делом гвоздей
50. Готфрид Миллер – плотянной мастер Управляющий Златоустовским заводом Меджер.
В конце 1816 года Златоустовская оружейная фабрика начала устраиваться, а в 1817 году приведена в действие. Александр Эверсман 6 марта 1816 года подает в Министерство финансов документы о предполагаемом строительстве в 1816 – 1817 годах мастерских и служебных помещений Златоустовской оружейной фабрики со сметами и чертежами.
Златоустовская Оружейная фабрика, вследствие Высочайшего Указа от 7 марта 1817 года, должна выделывать белое оружие вместо прочих оружейных заводов.
В донесении от 17 мая 1817 года в Департамент Горных и Соляных Дел директор Златоустовской оружейной фабрики Александр Эверсман писал, что почти все главные фабричные строения в течение 1816 года возведены, и дело белого оружия началось.
Одновременно с донесением были отправлены 8 ящиков образцов белого оружия. выделанные на Златоустовской оружейной фабрике. Государь Император Александр I «удостоил внимания, рассмотрев оружие и строгим испытанием удостоверившись в доброте оных» пожаловал директору Оружейной фабрики А. Эверсману орден Святой Анны 2 степени, а Главному начальнику Златоустовских заводов, бывшему в то время помощником директора (до 1 октября 1817 года), обер-бергмейстеру А.Фурману орден Святого Владимира 4 степени.
10 тысяч рублей были Высочайше пожалованы для раздачи по усмотрению мастерам Златоустовской Оружейной фабрики. Николай Шаф получил – 500 рублей, его сын Людвиг – 425 рублей, Абрам Олигер – 300 рублей, Петер Штретер – 200 рублей, Иоганн Шнейдер – 75 рублей. Первая партия отправленного оружия была изготовлена в основном немецкими мастерами. Немецкие мастера по заключенному с ними контракту должны были обучить русских мастеровых оружейному делу. Горным начальником А. Фурманом была разработана инструкция чиновникам определенным присматривать за обучением русских. Они должны были следить:
1) «какого прилежания, понятливости, в какой мере успел, кто совершенно выучился своему мастерству, кои могут уже работать сами артельными мастерами;
2) чтобы мастера и рабочие приходили в установленные часы на работу;
3) подавал сведения об опоздавших на работу и отлучавшихся;
4) чиновник обязан был сделать в контору подробное описание оружейных работ.
К каждому немецкому мастеру были приставлены в обучение по 3-4 русских ученика. Кузнец Данило Вольферц обучал Петра Уткина, Ивана Рябинина, Спиридона Балашова. Мастер Иоганн Шнейдер обучал Ипата Рябухина и Ивана Торопова; Иоганн Шнек – Григория Носкова, Матвея Волкова, Карпа Бушуева; Карл Ибах – Петра Волочнева, Кондратия Волкова, Сергея Жеребина; Иоганн Гермес – Егора Свертелова, Семена Баранова, Евдокима Швецова, Макара Перминова. Чиновник помечал, что Егор Свертелов уже может работать артельным мастером, а ученик Абрама Олигера Яков Дубленский в день уже «может отковать 2 саблидовольно чисто». Никита Дежин «очень чисто отковывает кирасирские клинки до трех в один день» - ученик мастера Беделя.
Хотя первое оружие, изготовленное немецкими мастерами по золингеновским образцам, получило от Императора Александра I похвалу, 17 марта 1817 года Контора Златоустовской оружейной фабрики получила предписание № 516 от Министра финансов и от начальника Главного Штаба Его Императорского Высочества изготавливать оружие на Златоустовской оружейной фабрике по утвержденным образцам.
В Златоуст были отправлены пики уланские и казацкие, саперные ножи, палаши и тесаки «для делания по оным белого оружия». В предписании говорилось, что «при выделке оружия наблюдать, чтобы совершенно сходствовало с утвержденными высочайше образцами оружия». В каждой тысяче – кавалерийских сабель выпускать 400; палашей кирасирских – 172; тесаков – 428; пик уланских и казацких на каждую тысячу штук по 20.
В мае 1817 года Высочайше утвержденные образцы для приготовления по оным белого оружия при Златоустовской оружейной фабрике получены. Вместе с образцами оружия Департамент Горных и Соляных Дел вернул на Златоустовскую оружейную фабрику 5 «настоящих Солингновских клинков» с предписанием «по образцу Солингеновского сабельного клинка изготовить 12 клинков точно такой же фигуры, длины и ширины и с таковыми точно украшениями. Клинки сии назначаются к подношению Его Императорскому Величеству». Еще один заказ был сделан Военным министром, предписание от 23 марта 1817 года: «изготовить по 5 штук каждого звания оружия во всей сходственности, как для хранения оных в здешнем арсенале». И уже в августе 1817 года 5 армейских и 5 гвардейских тесаков, 5 саперных ножей, 5 сабель, 5 палашей, 5 уланских и 5 казацких пик были отправлены в Петербург.
Однако летом 1817 года стало видно, что Златоустовская оружейная фабрика поставленные А. Эверсманом задачи не выполняет. С 1 октября Александр Эверсман по состоянию здоровья был уволен. Он покидает Златоуст, уехав в Петербург. При увольнении Эверсмана Министр финансов Гурьев обнадежил его, что ему будет назначено в пенсию все получаемое им содержание 9000 рублей. Гурьев велел объявить немцам, что по окончании сроков контрактов с ними, они не только не будут удалены с фабрики и не убавится у них жалованье, но еще увеличится по мере трудов и заслуг каждого, а при старости они и семейства их будут признаны.
Антон Федорович Фурман, став директором оружейной фабрики, уже с осени 1817 года начинает перевод русских мастеровых Златоустовского завода в ведение оружейной фабрики. 1-го февраля 1818 года из заводской Чертежни в ведение оружейной фабрики переводят группу способных чертежников подростков.
Фурман разрабатывает Положение об отделении украшенного оружия Златоустовской оружейной фабрики на 1818 год, где расписывает «кому, чем ныне заниматься в деле украшенного оружия». Неполный список иностранных мастеров с «росписью кому, чем заниматься при деле украшения оружия»
Даниил Вольферц – кует клинки
Христиан Тегартен – клинки закаливает, точит и полирует
Шафы отец и сын, при них состоит Иоганн Шаф — травят и золотят
Гоппе и Пелевин — делают деревянные черешки, прожигают их и оклеивают кожей, желают деревянные ножны и вкладывают их в железные
Кунтц — делает железные эфесы, и обвивает проволокой принадлежащие им черешки, прилаживает к ним клинки
Эдуард Шмитц — отливает медные эфесы, и золотит их, золотит проволоку, скручивает, и навивает её на черенок, присаживает клинок к эфесу, отливает крючок к устью, золотит готовое устье и наконечник
Шлехтер (отец) – делает железные ножны начерно
Готфрид Гра, принем сын его - Карл – полируют ножны
Фолкман – выделывает устье и наконечники к кожаным ножнам
Ферберг – выделывает кожаные ножны с чехлом, покрывает их лаком, и надевает на них устье и наконечник
Шмитц Карл
Первые два года: 1816 и 1817 немецкие мастера Шафы были единственными мастерами, украшавшими в Златоусте оружие. Работали они в традициях, сложившихся в Золингене. Клинок украшался отдельными клеймами, плоской и возвышенной позолотой. (Плоская позолота – рисунок гравировался иглой на плоскости клинка и сверху золотился по контуру. Возвышенная позолота – позолоченный рельеф на вытравленном поле клинка). Иногда несколько рисунков объединяли рамкой.
В Златоустовском краеведческом музее хранится клинок, одна из лучших работ Шафов, в свое время считавшийся выдающимся произведением искусства, на котором с одной стороны на черном фоне вытравленном «под ящур» помещены позолоченые надписи «Александр I» и «Слава России». Надписи исполнены большими гравированными двойной линией буквами. Полное описание этого клинка дает в исследовании «Златоустовская гравюра на стали» М. Глинкин. Он пишет, что вблизи эфеса на золоченых квадратиках щечек имеются миниатюрные, мало заметные гравированные картинки. На одной из них крылатая фигура, склоненная над человеком, закованным в кандалы. Александр Эверсман - директор Оружейной фабрики в 1816 году пояснял, что это Гений России снимает с Германии оковы рабства.
В начале 1818 г. к мастерам украшения оружия Шафам были приставлены русские ученики: Иван Бушуев, Петр Тележников, Федор Стрижев, Ефим Бушуев, Максим Тележников, Архип Лепешков, Иван Бояршинов, Федор Тележников, Семен Фетисов».
По контракту Людвиг и Николай Шафы обязались научить своему мастерству русских, но, когда пришлось исполнять данное обязательство, то отказались посвятить своих учеников во все детали своего искусства, и ограничились лишь общим ознакомлением, не открывая своего секрета изготовления нужной при золочении и серебрении смеси. Используя знания, привитые отцами и дедами, а были среди них живописцы-иконописцы, как Николай Никитович Бушуев и Петр Клементьевич Бояршинов и природные дарования, русские ученики немецких мастеров Шафов через короткий срок обучения в искусстве украшения оружия превзошли учителей-немцев.
В формулярном списке Петра Александровича Тележникова есть запись, что по предписанию Департамента Горных и Соляных Дел с приказания Министра финансов за рисовку, травку и позолоту он с прочими учениками по оружейной фабрике за 19 клинков, украшенных без всякой поправки иностранных мастеров Шафов, награжден был 13 марта 1818 года 150 рублями.
Эта запись говорит о том, что за короткий срок русские ученики научились способам художественной обработки стали, применяемым иностранными мастерами: вытравке после предварительной рисовки на клинках, синению, золочению стали с применением ртути, т.е. «золочению через огонь». Один из первых исследователей А.С. Бурмакин писал: «Эверсман не в меру порадел своим землякам в ущерб русской казне. Несомненно, не было ни малейшего основания навязывать государству более сотни семейств дорого стоящих иноземцев, можно было ограничиться, как показал опыт первых же лет, и десятком мастеров. Конечно, русские «варвары» не такие были глупы и дики, что для обучения их искусству готовить оружие нужна была целая рота немцев, которые, а равно и потомки их дорого обошлись России, и немало причинили правительству хлопот и затруднений, требуя себе разных привилегий. И, действительно, по свидетельству приемника Эверсмана – Фурмана, к 1 января 1819 года русских мастеров «вполне знающих дело по изготовлению оружия» было 144 человека, к 1820 году их имеется уже 200 человек, «не уступающих по искусству германцам». Вообще, Фурман был не высокого мнения о большинстве иностранных мастеров. В донесении Департаменту он описывает результаты применения на практике некоторых мастерами своих, причем приводит следующие примеры познаний.
«Приготовляемое мастером Шнеком железо для ножен большею частью оказывается негодным для своего назначения; русские мастера делают такое же железо лучше. Для дела сырой стали вовсе не было надобности в иностранных мастерах, так как имеются хорошие русские, знавшие это дело до приезда немцев. Приставленный к этому делу Газ раньше стали вовсе не делал, а научился этому здесь, в Златоусте».
«Из 18 человек мастеров немцев, занимающихся приготовлением клинков, знающих это дело - только пять, а остальные 8 явились сюда без всяких знаний, и приобрели некоторый навык только здесь». «Три меднолитейных мастера научились этому мастерству здесь, как они сами показывают».
В заключение Фурман пишет, что из 74 иностранных мастеров, только 29 человек могут быть названы мастерами, остальные 45 человек сами нуждались в обучении, и учились уже в Златоусте. Поэтому он полагал, что «не предвидится ни какой надобности в новых дорогих немецких учителях».
В начале 1820-х годов оканчивались сроки договоров с немцами. В это время всех немцев насчитывалось на оружейной фабрике до 280 человек, за 5-7 лет приехавшие из Германии подростки получили звание «мастеров», русские же оставались, несмотря на признание Фурмана, всего лишь работниками и лишь немногие из них подмастерьями. По окончании сроков контрактов большинство немцев не пожелали расстаться с привольной жизнью в России. 17 В 1823 году немецкие мастера Шафы оставили службу на Златоустовской оружейной фабрике, переехав в Петербург. По повелению императора Александра I Шафы получили в Петербурге 6000 рублей, и открыли мастерскую по своей специальности.
В 1825 году издатель журнала «Отечественные записки» Павел Свиньин, посетив Златоуст, писал: «… я должен был употребить несколько суток на обозрение Златоустовского завода, и, признаюсь, никак не воображал провести своё время, в сердце грозного Урала, столь занимательно, полезно и приятно! После чего часто приходила мне мысль – какой - нибудь волшебною силой перенесть сюда из Парижа или Лондона самого просвещенного человека, и, показав ему всё, что находится в Златоусте, спросить его, где он? Я повел бы его сначала на здешнюю площадь: дом величественной архитектуры с великолепною решеткой и садом, ряд огромных зданий вправо и напротив, перспектива широкой и длинной улицы, сзади – застава, охраняемая военной стражей, - заставили бы его подумать, что он в одном из значительнейших европейских городов. Волнение на базаре, шум от экипажей, лавки с разными товарами, в том числе галантерейными и даже модами, утвердили бы его ещё более в сей мысли. Он видит странные для него лица башкирцев, слышит непонятные для него звуки русского языка, отличает глазами колокольню православного греческого храма и заключает, не без основания, что он в России. Но в то же время проходят мимо него смиренно женщины и девушки в соломенных шляпках, с молитвенниками в руках: точно так в Германии собираются в церковь, думает он, и сомневается уже в первом своем предположении, увидев в кирхе немецкого пастора. После сего вводят его в католическую церковь, где французский аббат говорит проповедь. «Где я?», - размышляет путешественник». Далее «садится он в лодку и катится по широкому гладкому пруду на другую сторону оного в Фрейденталь. Здесь новые нечаянности: через длинную колоннаду проходит он к играющим в кегли, встречает гуляющих попарно молодых женщин с мужчинами, видит стариков, сидящих с трубками во рту или за кружкой пава. Везде слышит немецкий язык. Это похоже на окрестности Петербурга, на Крестовский остров. Откуда взялась только эта гигантская гора?»
Павел Свиньин после посещения Златоустовского завода в 1825 году в описал Златоустовскую оружейную фабрику и работу на ней. «…поспешим представить обозрение главнейшей достопримечательности Златоуста, то есть Оружейной фабрики – как предмета, достойного обратить на себя внимание всей просвещенной Европы…
Особый интерес представляло 5-ое Отделение офицерского оружия.
Цех вытравки и позолоты на клинках.
«В цехе находился 1 мастер и 5 учеников. Они рисовали по клинку кисточкой, обмоченною в киноварь, разведенною терпентином. Просушивали,погружали в спирт, в который клали квасцы, черный купорос и поваренную соль, от чего места непокрытые киноварью вытравлялись, а под киноварью оставался прежний глянец отполированной стали. Киноварь очищали щеткой с мылом. Синили клинки, нагревая слегка над углями. Если нужно их золотить, то рисовали по ним лазурью. Высушивали краску, покрывали их альмагамой, состоящей из одной десятой золота и девяти десятых ртути, смочив перед тем клинок составом, содержимым в тайне, без которого золото не пристает к стали. Клали клинок на угли: ртуть улетучивалась, а золото оставалось на стали, кроме мест покрытых краской. В Золингене намазывали весь клинок киноварью и высушивши рисовали по нему иглой, затем вытравлялись только места, открытые иглой о краски. «И это не делает того красивого вида, которым отличались клинки Златоустовской фабрики».
Мастер Иван Бушуев особенно прославился искусством в позолоте клинков. Он не только перенял в совершенстве от Шафов, привезших этот секрет из Золингена, но его еще усовершенствовал, так как дошел до способа чинить позолоту, если она с первого раза не выйдет.
Из сравнения обыкновенной сабли Златоустовской с самой богатейшей Солингеновскою можно убедиться в превосходстве русского оружия перед немецким. Немцы ограничиваются одними арматурами и гирляндами, не осмеливаясь выделывать золотом фигур или групп. Напротив того в Златоусте рисуются на клинках целые баталии и мифологические происшествия. К приезду императора Александра I была приготовлена нового изобретения сабля в сабле, коими можно действовать обоими, подобно двуствольному оружию. Бушуев, молодой человек, обещает много хорошего, ибо имеет страсть к своему художеству и душу пылкую, сверх того он любит словесность и пописывает стишки».