Подарки цесаревичу Александру Николаевичу на Златоустовской оружейной фабрике
Наследник престола с раннего возраста знал о действующей в России на Урале Златоустовской оружейной фабрике, поскольку императорский двор постоянно получал заказное и подарочное оружие. Не оставался без внимания и юный наследник.
Семилетнему цесаревичу Александру Николаевичу в январе 1826 года, т.е. сразу после вступления на престол императора Николая I на Златоустовской оружейной фабрике были приготовлены подарки: малая сабля, клинок шпажный, палаш кавалерийский. Все с золочеными эфесами, с изображенными на клинках великокняжескими гербами, богиней войны Миневры и кавалерийских сражений.
В 1827 году по Высочайшему заказу для Александра Николаевича на Златоустовской Оружейной фабрике изготовили «Технический кабинет». В него входили модели рабочих инструментов оружейников, рисунки, раскрывающие технологический процесс: изготовление клинков от ковки до полировки. В Программе было сказано, что он составлен с той целью, чтобы показать все практическое производство работ Златоустовской фабрики в уменьшенном виде «с надлежащей ясностью и точностью, от отработки сырых материалов, начиная с руды, чугуна, сырой и рафинированной стали до готового оружия». К «Техническому кабинету» был приложен Атлас с рисунками, чертежами, акварелями – всего 49 иллюстраций. Рисунки и чертежи выполнены пером.
На 4-х акварелях: «Вид Златоуста с пруда», «Вид селения иностранных оружейников», «Добыча железной руды», «Жжение угля». Акварели выполнены Василием Петровичем и Иваном Петровичем Бояршиновыми. В настоящее время атлас с рисунками и «Технический кабинет» хранятся в горном институте в Петербурге. Дубликаты инструментов и копии некоторых рисунков экспонируются в Златоустовском краеведческом музее.
Для наследника престола было украшено и оружие: шпага, два эспадона прямых и два кривых, рапиры. Рисовку и позолоту на клинках выполнил известный златоустовский художник Иван Николаевич Бушуев.
Доставить «Технический кабинет» в Санкт-Петербург было поручено помощнику директора Златоустовской оружейной фабрики обер-гиттенфервальтеру Оливьери. К нему прикомандировали «для образования и усовершенствования по искусственной части, исторической живописи и прочих предметов унтершихтмейстера И.Н. Бушуева, а для приведения в порядок и очистки от ржавчины, могущих в пути повредиться частей отправленного кабинета мастера Даниилу Вольферца».
«Технический кабинет» был доставлен, и препровожден к флигель-адъютанту полковнику Мердеру, бывшему наставником наследника престола и «представлен им Его Императорскому Высочеству. Император Николай I пожаловал обер-гиттнфервальтеру Оливьери, унтер-шихтмейстеру Бушуеву, оружейному мастеру Вольферцу бриллиантовые перстни, а мастеровым, участвовавшим в приготовлении «Технического кабинета» 600 рублей для раздачи. В 1830 году император Николай I заказал для наследника престола рыцарские доспехи: так называемое «Древнее вооружение».
23 октября 1833 года работы были окончены.Доспехи состоят из лат (На нагрудной части лат изображена голова Медузы Горгоны – знак премудрости.
На плечах — головы львов – знак крепости и мужества.
На груди — орденская цепь Святого Андрея Первозванного венчала цесаревича Александра Николаевича).
Шлем с закрытым забралом. Под пером вверху изображен сфинкс – знак благородства, под ним с боков два крылатых коня означают скоротечность к добродетели. Впереди на шлеме – двуглавый орел, держащий в когтях лавры – знак победы.
В вооружение входил щит. По средине щита – богиня войны Миневра со щитом и пикою в руках. Вокруг арматура из древнего военного оружия. На щите по сторонам — вензель « А.Н.». Римский меч. На одной стороне – богиня войны Афина. На второй – Миневра, древний таран, стенобой и два покоящихся льва, означающие неустрашимость и крепость.
Копьё. На нем изображены Перуны.
В «Древнее вооружение» входят нарукавники и наколенники. «Древнее вооружение» и украшенное оружие были представлены Императору. «Его Величество изволил найти вооружение хорошим, только смешанного вида: частью римского, частью рыцарского. Оружие изволил оставить у себя. Мастерам, занимавшимся делом оружия и «Древнего вооружения» дать денежную награду». Автором эскизов «Древнего вооружения» является Иван Николаевич Бушуев.Основные работы по украшению «Древнего вооружения» были выполнены им же. За работу он получил 700 рублей, почти половину суммы пожалованной императором.
Над «Древним вооружением» работали: Андрей Бояршинов – подмастерье, мастера – Ларион Лукин, ДавыдРожнин, Василий Южаков, Ермолай Носков, Трофим Цыпленков, Петр Серебров, Фловиан Бушуев, Данило Сергеев, Петр Уткин, Никифор Галкин, Абрам Гра, Готфрид Гра, Карл Эберт.
Во время транспортировки «Древнего вооружения» в Петербург был потерян щит. «Древнее вооружение» - последняя работа И.Н.Бушуева.