Где добывали авантюрин на Таганае?
Ответить на вопрос, вынесенный в заголовок далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что Таганай это не отдельная гора, а, по сути, довольно значительный горный массив — три хребта (Большой Таганай, Средний Таганай, Малый Таганай) протяжённость до 25 км с добрым десятком вершин, межгорные долины с протяжёнными каменными реками. И занимает он территорию более 200 квадратных километров (ныне район Таганайского горного массива входит в национальный парк «Таганай»). Так где же именно добывали авантюрин на Таганае? В поисках ответа на этот вопрос попробуем обратиться работам исследователей, которые бывали в этих местах:
П. П. Аносов (1826 г.): «Сопки его (Таганая. — А. К.) состоят из кварца различных цветов, преимущественно же белого, желтого и красного. Кварц сей содержит некоторую часть слюды в виде прослоек или чешуек; последний вид его известен под именем авантурина (так писалось это слово в XVIII—первой трети XIX вв. — А. К.). Порода сия рассеяна по всей горе в виде угловатых кусков, нередко огромной величины».
Р. И. Мурчисон (1841 г.): «Мы восходили на Таганай и нашли, что он сложен из кварца, происхождения очевидно метаморфического, потому что порода эта переходит местами чрез определительно слоеватые толщи в крупнозернистый песчаник и конгломерат, в других сложение её кристаллическое и она принимает все признаки авантюрина».
Э. К. Гофман (1856): «… Лишь подъехали к подошве Таганая, как увидали себя окруженными со всех сторон утесами, которые подымаются то остроконечными вершинами, то длинными зубчатыми стенами. Они состоят из слоистого кварца, проникнутого листочками слюд… Цвет кварца жёлтый, красноватый и серый, слюда золотистая и красноватая. Если цвет обоих минералов совпадает, то образуется авантюрин, который хорошо полируется и употребляется на поделки».
И. В. Мушкетов (1877 г.): «Большой Таганай несет значительные вершины, из которых самая высокая — Круглая сопка — достигает с лишком 4000 ф. высоты (в метрической системе — более 1200 м, по современным данным, высота Круглицы 1178 м. — А.К.). Везде здесь тот же кварцит с пластами авантюрина».
Е. Н. Барбот де Марни (1910 г.): «Авантюрин встречается в слюдяном сланце между Златоустом и Миассом на Откликном гребне горы Таганая».
И, наконец, вот что писал о месторождении авантюрина известный знаток и любитель минералов академик А. Е. Ферсман в своей книге «Рассказы о самоцветах»:
«Наиболее известное месторождение авантюрина — гора Таганай на Южном Урале. Здесь он представляет плотную, немного слоистую кварцевую массу, местами он красноват или желтоват. Понятие о величине кусков в этом месторождении можно составить по огромной круглой чаше, хранящейся в Эрмитаже».
Складывается такая картина — все пишут, что авантюрин на Таганае добывался, но о конкретном месте никакой информации попросту нет. В поисках ответа на вопрос я попробовал обратиться к сохранившимся документам Златоустовского архива. И с удивлением убедился, что по официальным данным месторождения авантюрина на Таганае вообще не существовало. Так, в обширном инвентарном списке всех «земель и лесов, состоящих в даче Златоустовского завода» [ЗГАО, ф. И-19, оп. 1, д. 2639, лл. 282-286], составленном в самом начале XX в., скрупулёзно перечислены все месторождения железных и медных руд, минеральные копи (Ахматовская, Шишимская и многие другие), месторождения строительных материалов с указанием точного местонахождения и занимаемой площади в десятинах и квадратных саженях. Даже давно заброшенные медные рудники в Евграфовских горах есть, а месторождений авантюрина не отмечено. Нет авантюрина и в других подобных списках.
Единственное найденное мной упоминание о месторождении авантюрина имеется в «Списке всех месторождений полезных ископаемых, обнаруженных по настоящее время в дачах Златоустовского горного округа» [ЗГАО, ф. И-19, оп. 1, д. 2639, лл. 185-281], датированном 1900 г. В этом документе на 221-м листе в перечне вновь открытых месторождений есть запись, где в графе «название месторождения, рудника» стоит — «авантюрин белый, красный, желтый и тигристый». Площадь месторождения не указана, хотя данные по месторасположению есть — «Уфимской губернии в Златоустовской казенной даче в конце горы Большого Таганая вблиз речки Тесьмы» (то есть южные склоны Двуглавой сопки). Указано также, что «образцы доставлены обывателем Метелкиным в 1899 году», но «работы не производятся».
С другой стороны авантюрин упоминается и в «Списке минералов, со Златоустовских и Мияского завода из Ильменских, Шишимских гор и других мест, в сем округе находящихся» [ЗГАО, ф. И-19, оп. 1, д. 775, л. 19, дело датировано 1833 г.], и в «Реестре минералов, потребных для Горного института из округа Златоустовских заводов» [ЗГАО, ф. И-19, оп. 1, Д. 925, л. 37, дело датировано 1838 г.].
О том, что авантюрин на Таганае добывался, говорят и материалы Государственного архива Свердловской области (ГАСО), которые мне помогла отыскать Н. П. Архипова, кандидат географических наук, одна из авторов книги «Как были открыты Уральские горы».
В документах Екатеринбургской гранильной фабрики есть данные, что авантюрин вывозился из Златоуста, по крайней мере, в 1819 году. Так, в январе 1819 года подмастерью гранильной фабрики Семёну Русакову было дано указание выехать в Златоустовский завод для организации вывоза добытого авантюрина и зелёного шпата: «Вызвать из окрестных селений вольных вощиков... к перевозке камней по нынешнему зимнему пути... стараясь согласить за умеренную плату» [ГАСО, ф. 86, оп. 1, д. 83]. Сохранилась в архивных документах даже расписка «вольного вощика», крестьянина деревни Филимоновой Кундравинской волости Троицкого уезда Кондратия Усова, в которой он пишет: «...Дал сию подписку Командиру Екатеринбургской гранильной фабрики и Горнощитского завода г. Маркшейдеру Мору в том, что по заключенному условию добытого в прошлом 1818 г. Авантюринового камня одной штуки по примерному положению до ста пятидесяти пуд... обязуюсь я доставить оную штуку по первому зимнему пути сего года». (Подписка датирована 22.03.1819 г.) Своё обязательство Усов выполнил и в конце декабря 1819 года доставил в Екатеринбург две глыбы авантюрина весом в 104 и 150 пудов и одну штуку зеленого шпата в 40 пудов, получив за эту работу 160 руб. 50 коп. [ГАСО, ф. 86, оп. 1, дд. 100, 425].
И всё же — где в XIX веке добывался авантюрин? Если нет точных документальных свидетельств, попробуем ответить на вопрос, используя косвенные данные.
В упоминавшемся выше «Реестре минералов, потребных для Горного института...», есть строка, где сказано — «с берегов реки Тесьмы — авантюрин валунами». Вероятно, что здесь идет речь о каменных россыпях, южные границы которых выходят прямо на левобережье Большой Тесьмы. Тогда можно предположить, что одно из вероятных мест добычи авантюрина — каменные россыпи между хребтом Большой Таганай с запада и хребтом Средний Таганай с востока.
С другой стороны, есть свидетельство Э. К. Гофмана, работавшего в Златоустовском горном округе летом 1856 года с целью составления геологических карт. В записях, относящихся к посещению им Таганая 17 июня 1856 года Эрнст Карлович пишет: «Ещё у подошвы Таганая возвышается такой крутой пик, в котором заложены главные ломки авантюрина» (выделено мной. — А. К.). Где этот крутой пик Гофмана?
Здесь надо принять во внимание то, что в XIX веке Таганаем исследователи чаще всего именовали либо Большой Таганайский хребет (Большой Таганай) в целом, либо под этим именем подразумевалась нынешняя Двуглавая сопка (современное название этой вершине дал в 1920-х гг. В. Н. Сементовский). Если речь шла об Откликном гребне или Круглице, это уточнялось, тот же Гофман чуть ниже описывая Круглицу, или Круглый Таганай, говорит, что своё имя Круглица получила «потому, что она с юга круглая». Таким образом, с большой степенью вероятности можно предположить, что Гофман говорит о подножии именно Двуглавой сопки.
Если идти по восточному склону хребта Большой Таганай по направлению к Белому ключу по западной («верхней») тропе, то примерно в километре от реки Большой Тесьмы дорога разветвляется: широкая торная тропа уходит к Белому ключу, а левое ответвление, превратившее ныне в малозаметную тропку, идёт на юго-западный склон Двуглавой сопки. В 200-250 метрах от развилки эта тропка огибает большой останец высотой 40-45 метров и протяженностью более сотни метров, очень напоминающий с этой стороны Откликной гребень в миниатюре (современные туристы назвали этот останец Скалодромом). Останец расположен на высоте 825 метров (южная вершин Двуглавой сопки имеет высоту 1034 м) на границе леса, действительно как бы у подошвы Двуглавой сопки, поскольку выше уже начинаются альпийские луга и вся вершина открывается взору. Может быть, именно Скалодром и имел ввиду Гофман, говоря о крутом пике? К тому же и обыватель Метелкин доставил образцы авантюрина из местности, находящейся «в конце горы Большого Таганая вблиз речки Тесьмы», говоря иными словами — на южном склоне Двуглавой сопки.
Начальник научного отдела национального парка Таганай М. С. Середа, обследуя этот район в 2001-2002 годах, обнаружила на юго-восточном склоне Двуглавой сопки на самой границе леса несколько ям, 1,5—2 м в поперечнике и глубиной до одного метра. Вполне вероятно, что это следы от лежавших здесь некогда глыб авантюрина.
Вполне вероятно, что именно здесь — в нижней части южного склона Двуглавой сопки и на россыпях неподалеку от левого берега Тесьмы — и добывали в XIX веке авантюрин. В пользу подобного предположения может играть и то обстоятельство, что из этих мест добытый авантюрин относительно легко было вывезти по лесной дороге в сторону Златоуста.