Церковь и народное образование Златоуста
В послереформенный период в России началось динамичное развитие народного образования. Государство, не отказываясь от финансирования существовавшей ранее сети учебных заведений, стало передавать вопросы просвещения в ведение местных самоуправлений.
3 марта 1876 года член земской управы Самойловский принял от председателя Свято-Троицкого братства священника Яхонтова пять начальных школ — две в Златоусте, а также Кусинскую, Кувашинскую и Медведевскую. Передавались они «за отсутствием средств». Первая и вторая братские школы, неофициально именовавшиеся Нижнезаводской и Ветлужской, были открыты соответственно, в 1868 и 1869 годах. Для земства, которое тогда едва встало на ноги, приобретение оказалось обременительным в силу скудности бюджета. Буквально через два года, в 1878 году оно предложило городской думе взять на себя финансирование 1-го и 2-го городских училищ, угрожая в противном случае закрыть их. Городские власти вынуждены были принять Ветлужскую школу с 85 мальчиками, 30 девочками и их наставницей Александрой Федоровной Агафоновой и Нижнезаводскую с 40 мальчиками, 20 девочками и учительницей Лукерьей Ивановной Дерябиной. С них и началось формирование городской системы народного образования. В дополнение к двум первым, в 1880 году было открыто 3-е городское (Петропаловское), а в 1885 году — 4-е городское (Ветлужское).
Первое время школы размещались в неприспособленных и старых домах. Уже в 1878 году 1-е городское училище, размещавшееся в здании, принадлежавшем собору, пришлось перевести в частный дом в начале Демидовки, так как прежнее помещение пришло в негодность. Помещение было снято за 72 рубля в год у наследников купчихи Костаревой. Училище стали называть «бывшее Ветлужское». Однако и эта квартира в 1886 году была признана «тесной, грязной и угрожающей опасностью для детей». Отмечалось также, что 2-е и 3-е училище также располагались в неудобных наемных домах. Лишь 4-е училище удалось разместить в просторном и теплом помещении. Когда в 1892 году был построен так называемый Дом городского общества, то там, наряду с думой и управой, разместили городское трехклассное училище, а также Кирилло-Мефодиевское начальное женское училище. Затем были построены каменные здания для Никольского мужского и Петропавловского смешанного училищ, находившихся неподалеку от одноименных храмов.
Учителей со специальным образованием не хватало, и преподавательской деятельностью занимались преимущественно выпускники и выпускницы гимназий и прогимназии, епархиальных училищ. Помощниками учителей порой работали девицы с домашним образованием. Самым выдающимся из преподавательского контингента был учитель 1-го городского училища Иван Андреевич Орлов. Он окончил в 1844 году Оренбургскую духовную семинарию и, избрав стезю просвещения, более трех десятков лет трудился на этой ниве. Преподавал в духовных училищах, был инспектором народных училищ. Позже, в силу каких-то обстоятельств, приехал в Златоуст и стал учителем очень бедного и неблагополучного училища. Орлов имел чин надворного советника, что соответствовало званию подполковника, и в своей школе являлся также законоучителем. В нашем городе он работал с 1876 года, и добрая память об этом замечательном педагоге сохранялась еще долгие годы после того, как он ушел из жизни.
В начальных городских училищах учились тогда два года. Училища назывались одноклассными, но тогда понятие класс имело другое значение. Первый год дети проходили обучение в младшем отделении, второй — в старшем. Позже срок обучения довели до 3 лет, введя в начальных училищах среднее отделение. В программу входили: русский язык, арифметика, чистописание, пение, а также Закон Божий и церковно-славянский язык. В одной школе обучалось до 180 детей, а штат состоял из учителя, помощника учителя и законоучителя. Получали они за свой труд соответственно: 300, 150 и 60 рублей. У каждого училища имелся свой попечитель из купцов, который должен был поддерживать материально.
Начальные школы города имели разное подчинение, причем нередко они переходили из одного ведомства в другое. Все они относились к категории городских училищ, то есть каждая школа имела свой приход — район из которого набирались ученики.
Общее руководство училищами осуществляли дирекция народных училищ и училищный совет. Инспектор народных училищ являлся одновременно руководителем дирекции и председателем училищного совета, в который входили такие солидные люди, как горный начальник, уездный исправник, городской голова, председатель уездной земской управы, священники.
К 1910 году в Златоусте имелось 4 министерских училища, переданных в заведование земства, 7 училищ содержались на совместные средства городского общества и земства. Кроме того, действовали одно частное училище, одно железнодорожное двухклассное и одно церковно-приходское. На 31424 жителя приходилось 14 школ.
Каждая школа славилась чем-то своим. Так, например, при мужском Петро-Павловском училище имелся сад. Обучение пению лучше других было поставлено в женском Кирилло-Мефодиевском училище, а рукоделию — во 2-м приходском. Занятия гимнастикой хорошо шли в Министерском, Ветлужском, Никольском, Железнодорожном. Кстати, преподавание военной гимнастики во всех мужских школах было введено по личному распоряжению императора Николая I в 1830 году.
Весьма интересна история женского Петро-Павловского училища. Эту церковно-приходскую школу создал священник Гуменский. В 1900 году он был назначен настоятелем Петро-Павловского храма и одновременно законо-учителем единственного в его приходе земского училища. Школа была переполнена, и в 1 отделении обучалось 90 мальчиков и девочек, а еще 30 получили отказ за неимением мест. Всего же учеников в школе было две сотни.
Район Закаменки и теперешнего метзавода заселялся тогда в основном пришлым населением. Отец Вениамин (Гуменский) писал позже: «Местное население относилось к этой школе безучастно и совершенно равнодушно. Дети поражали своей дикостью и жестокостью. Это были такие ребята какого-то нового пошиба, детей горьковского «Дна». Почти все были полными невеждами в религиозно-нравственном отношении... не знали молитв, не исполняли обрядов...» Получив отказ на просьбу открыть в приходе еще одну школу, священник обратился к состоятельным прихожанам. Владелец полировочного заведения И. Е. Лосев пожертвовал 400 рублей, а купец Е. Г. Пролубников подарил большой двухэтажный каменный дом в Закаменке у подножия горы Косотур. Здание оценивалось в 400 рублей. Егор Григорьевич достроил дом и оборудовал его под школу.
17 сентября 1901 года школа была освящена и открыта. Первоначально она была одноклассной, то есть в ней обучались два года. В 1904 году ее преобразовали в двухклассную с четырехлетним сроком обучения. Программа обучения церковно-приходской школы отличалась от других чуть большим числом уроков Закона Божьего и церковно-славянского языка.
Летом 1908 года Пролубников сделал большой пристрой к зданию, и тем довел оценочную стоимость до 12000 рублей. Его жена Елизавета Давыдовна, хотя и была католического вероисповедания, происходя из немцев, состояла попечительницей православной церковно-приходской школы. Она на свои средства ежегодно обеспечивала всех неимущих учениц форменной одеждой, что не имело прецедента во всей губернии. Заведовавший школой священник Гуменский с гордостью отмечал в статье, посвященной десятилетию школы, что она «подготовляет богобоязненных и трудолюбивых гражданок и матерей».
Школа была единственная в городе женская церковная, и многие ученицы приходили из отдаленных частей города — Ветлуги, Демидовки, Уреньги. Первое время школу посещали девочки из семей старообрядцев, но вскоре их родители, опасаясь, что дети склонятся к православию, забрали своих чад. В конце концов они озаботились созданием старообрядческого Спасо-Сретенского женского училища.
К 1914 году в Златоусте существовала уже 8-классная мужская гимназия и 7-классная женская. В их педагогический и попечительский совет, ведавшие всеми вопросами обучения и воспитания гимназистов, обязательно входили священники православных храмов. Таким образом, Церковь продолжала духовно окормлять подрастающее поколение златоустовцев, даже если они обучались в учебных заведениях, не принадлежащих непосредственно к ее структуре.