Где стояла первая церковь Златоуста?
История первой златоустовской церкви весьма запутана, и чем больше анализируешь дошедшие до нас скупые сведения, тем больше вопросов возникает. К этому следует добавить и то, что сегодня мы, за редким исключением, лишены возможности обратиться к надежным первоисточникам и строим свои умозаключения на сведениях, почерпнутых из, как говорится, вторых или даже третьих рук.
Наиболее распространена следующая версия истории первой златоустовской церкви: в 1761 году в Златоустовском заводе построена часовня, затем, четыре года спустя появилась и первая деревянная церковь во имя трех святителей, сожженная в 1774 году отрядом Е. И. Пугачева. В 1775 году вторым владельцем Златоустовского завода Л. И. Лугининым на окраине селения (там, где ныне находится Дом культуры ВОГ) построена каменная часовня, позднее перестроенная в церковь. Примерно так излагают картину событий в своих работах Н. А. Косиков и Ю. П. Окунцов. Эта версия основана на выписках, сделанных златоустовским краеведом Н. К. Тимофеевым из недошедших до нас источников. При этом первая церковь называется по-разному: то Трехсвятительской, то Никольской.
Обратимся, однако, к еще одному документу. На плане Златоустовского завода, составленном 6 июня 1775 года шихтмейстерами Григорием Небочиным (возможно — Небожиным, рукописный текст в этом месте неразборчив) и Иваном Лебецким под пунктом «1» значится дословно следующее: «церковь во имя иоанна златоустаго»1. Судя по плану, церковь находилась в 90 саженях (190 м) к западу от створа плотины и в 25 саженях (55 м) от берега пруда (в первой половине XIX века примерно на этом месте, но чуть далее от берега пруда, был построен Свято-Троицкий собор, сейчас здесь начинается дорога от центральной площади на пр. Гагарина). Именно эту церковь и сожгли пугачевцы. С ее местоположением всё ясно, поскольку оно точно определено планом 1775 года (оригинал плана хранится в ЦГИА в Санкт-Петербурге, а точная фотокопия в заводском музее завода «Булат»). Но не совсем ясно с названием, поскольку в других источниках эта церковь именуется и Трехсвятительской, и Никольской.
А вот далее начинаются загадки. Утверждается, что Ларион Лугинин в 1775 году построил на окраине селения каменную часовню, позднее перестроенную в церковь. Допустим, что это так, но тогда сразу возникает несколько недоуменных вопросов. Почему не была восстановлена находившаяся в центре селения церковь? (Кстати, замечу, что дом заводчика после «пугачевского» пожара остался на прежнем месте.) Почему Лугинин вдруг строит такую большую каменную часовню (что ее потом переделывают в церковь), а не сразу церковь? И почему это строительство ведется на самой окраине тогдашнего заводского селения? Ибо если допустить, что эта часовня была выстроена на пригорке, где сейчас расположен ДК ВОГ, то получается, что это самая северная окраинная часть тогдашнего Златоуста (по плану 1775 года последние строения находились примерно в 800 м к северо-западу от створа плотины, подходя вплотную к району вышеупомянутого пригорка).
Недоумение наше будет еще большим, если мы глянем на план Златоустовского завода, составленный в 1809 году пермским берг-инспектором П. Е. Томиловым. Павел Егорович Томилов, будучи пермским бергинспектором, в 1807-09 гг. посетил практически все уральские заводы и дал весьма точное, я бы даже сказал — скрупулезное, их описание. Говоря о Златоустовском заводе, он, в частности, отметил и то, что здесь имеется «церковь каменная 1 во имя трех святителей, с приделом Николая Чудотворца». Кроме этого, на плане Златоустовского завода отмечено и местоположение этой церкви. И где бы вы думали, находится по Томилову наша церковь? А находится она отнюдь не на пригорке в 800 метрах к северо-западу от створа плотины, а в 350 метрах почти точно на запад от плотины, приблизительно в 50 метрах к юго-западу от господского дома (ныне это район русла Громотухи выше краеведческого музея у склона Бутыловки). Таким образом, если верить Томилову, в 1809 году Трехсвятительская церковь располагается в центральной части селения, а не на его окраине. Кстати говоря, примерно в этом же районе располагалось и первое кладбище.
Возникает ощущение, что в истории первой златоустовской церкви вольно или невольно утеряна важная страница. Возможно, дело обстояло таким образом, что после пугачевского восстания была расширена и превращена в церковь часовня, первоначально построенная близ кладбища у склона Амбарной (Бутыловской) горы. Позднее же она была перенесена на пригорок, но сведений об этом не сохранилось, или они еще не отысканы. Когда мог быть совершен перенос церкви? Вполне вероятно, что это произошло в двадцатые годы XIX столетия. На это наталкивает еще одна любопытная деталь. В своем описании Златоуста, датированным 1896 годом, М. В. Бурдуков пишет: «Евангелическо-Лютеранская Церковь (кирка) Св. Марии Магдалины находится на углу Соборной площади и Бол. Немецкой улицы. Здание кирки каменное, двухэтажное, с деревянною крышею и колокольней, где имеется один колокол. Время постройки кирки неизвестно (возможно, в начале текущего столетия, когда были вызваны иностранцы). Кирка со времени открытия помещается во втором здании: первое находилось вблизи нын. Собора, в саду дома Горного начальника, ныне от этого здания остался только фундамент, почти уже сравнявшийся с землей...». Обратите внимание на слова — «в саду дома горного начальника». Ведь примерно в этом же месте по плану П. Е. Томилова в 1809 году и находилась Трехсвятительская церковь. Поэтому вполне можно предположить, что после передачи в 1811 году Златоустовских заводов в казну и приглашения сюда значительного количества немецких мастеров, Трехсвятительскую церковь и переместили к северу на удобное возвышенное место, благо, что к этому времени селение значительно расширилось в этом направлении и церковь оказалась как бы в центре «точки роста». А за домом горного начальника (бывший господский дом Л. Лугинина) была выстроена кирка.
Разумеется, это пока предположение. Более точно установить расположение первой златоустовской церкви можно было бы только на основе анализа планов разных лет, которыми мы пока, к сожалению, не располагаем.