Стройки в годы Великой Отечественной войны
Основные адреса военных новостроек — металлургический завод, машиностроительный завод № 66, 6-й Златоустовский район Южно-Уральской железной дороги. В годы Великой Отечественной войны Советское государство на строительство в Златоусте выделяло большие средства. Капиталовложения постоянно росли: в 1942 году — 102 млн. рублей, в 1943 — 103, в 1944 — 107. Вспомним, что в 1940 году капиталовложения составляли всего 45 миллионов рублей. Более половины всех средств, отпущенных на строительство, — 181 миллион рублей — были вложены в реконструкцию и расширение металлургического завода. За 1941—1944 годы на заводе было построено 23 новых объекта, в том числе цехи молотовый и термокалибровочный, мартеновский цех № 2, расширен электросталеплавильный цех, стан «280» и другие объекты. Всё строительство на металлургическом заводе было поручено тресту «Южтяжстрой», эвакуированному с Украины и заново созданному в Златоусте. История треста в Златоусте начиналась трудно. В 1941 году, как отмечается в архивных документах, он «не имел сколько-нибудь развитой материально-технической базы, не было создано производство собственных строительных материалов. Песок, камень, кирпич были привозными, стоило только задержаться подвозу, как ритм строительства нарушался. Это приводило к тому, что на отдельных участках от 40% до 90% рабочих не выполняли нормы…».
Наркоматом, городом тресту была оказана помощь техникой, людьми и материалами, было укреплено руководство трестом. Это дало тресту возможность успешно выполнять военные задания. За три года (1942—1944) коллектив треста освоил капиталовложений в строительство новых объектов на сумму 132,9 миллиона рублей.
Строительство машиностроительного завода № 66 в основном легло на плечи строительного треста № 24. За 1941—1943 годы трест выполнил строительно-монтажных работ на сумму 75,8 миллиона рублей. Только в 1942 году трест построил и сдал 14 объектов, в том числе два механосборочных корпуса, кузнечный цех, столовую на 1.000 мест и др.
Крупные строительные работы начались с 1944 года в 6-м Златоустовском районе Южно-Уральской железной дороги. Они были связаны с началом электрификации участка железной дороги от Челябинска до Златоуста.
Наряду с промышленным строительством в городе строилось и жильё. За 1942—1945 годы в жилищное строительство было вложено 37,4 миллиона рублей. За годы войны было построено 50 тысяч квадратных метров жилья. Разумеется, больших капитальных домов в войну не строили. Строили бараки, землянки — временное жильё. Так, на металлургическом заводе за 1941—1944 годы было построено жилья 20.483 квадратных метра, в том числе капитального — 13.883, временного — 6.600. На машиностроительном заводе на 1 января 1944 года имелось: жилых зданий — 127, жилой площади — 50.124 квадратных метра, в том числе землянок — 7 (3.925 кв. м), бараков-крыш — 2 (744 кв. м), временного жилья — 50 (13.470 кв. м).
Вопросы строительства жилья, и прежде всего капитального, неоднократно обсуждались на пленумах горкома ВКП(б), заседаниях горисполкома. 22 мая 1942 года сессия горсовета отметила, что на машиностроительном заводе плохо идёт строительство жилья, что на заводе вводятся в эксплуатацию палатки, бараки-крыши, а капитальное жильё не строится.
Выполняя решение горисполкома, на машиностроительном заводе ускорили строительство капитального жилья. Это видно из следующих цифр: если на 1 января 1944 года в 7 землянках проживало 2650 человек, то на 1 января 1945 года землянок осталось уже 4 и в них проживало 860 человек, в основном одиноких.
Городской комитет ВКП(б), партийные организации постоянно стремились обобщить опыт, накопленный строителями в дни войны. 23 августа 1942 года городской комитет ВКП(б) провел партийно-техническую конференцию строителей Златоуста. На конференции были заслушаны доклады об опыте скоростного строительства, о применении местных материалов, о распространении передового опыта стахановцев и другие. 6 и 8 февраля 1943 года в строительном тресте № 24 состоялась научно-техническая конференция с вопросом: «О применении местных стройматериалов в жилищном строительстве завода».
Промышленные объекты, возведенные строителями в военные годы, стоят до сих пор. Но нет сегодня бараков военных лет на 6-м и 7-м жилучастках, в новом Златоусте — землянок, бараков, бараков-крыш. Но они были и ещё надолго останутся в памяти людей.