На подступах к Берлину
Сегодня мне хочется коротко рассказать о тех событиях последних дней войны, участником которых я был в составе Уральского добровольческого танкового корпуса.
Утром мы подошли к Одеру. Как только наши танки появились у моста, гитлеровцы его взорвали и засели в кирпичных домах по ту сторону реки. Нашей мотострелковой бригаде была поставлена задача: выбить врага из засад, занять дома.
Сначала мы решили проскочить по взорванному мосту, но это нам не удалось. Два батальона враг приковал к переправе перекрёстным огнем. Форсировать реку не было возможности: посредине она оказалась талой.
Тогда наш батальон, стоявший в резерве, передвинулся километров на 15 выше и там ночью, несмотря на ледяную воду, мы форсировали Одер, сходу взяли небольшой населенный пункт. Жаркой была эта ночь, ожесточённый бой длился до утра.
Утром к нам подошли те батальоны, что накануне были прижаты у моста. Заняты ещё три населённых пункта. Образовался плацдарм. Его надо было удержать, и в работу включились сапёры, сооружая переправу.
Я тогда командовал миномётным взводом. Наш батальон сдерживал натиск врага на центральном направлении. Сюда гитлеровцы бросили много своих сил, но сбить не смогли.
Мой наблюдательный пункт находился на церковной колокольне. Но церковь разбита и я забираюсь на какой-то сарай, чтобы вести наблюдение. Вынимаю из крыши одну черепицу и вижу: к дому, где засел взвод, подошли два немецких танка с пехотой. Бью из автомата по пехоте, которая укрывается за танками. Меня заметили фашисты и стали разворачивать башню танка в мою сторону. И только я спрыгнул с сарая, как в него ударил снаряд и он загорелся.
Бои продолжались четыре дня. Враг обложил деревню танками и потеснил нас. В последнем доме мы заняли круговую оборону. Было нас человек двадцать: командир батареи С. Самойлов, командир миномётного взвода И. Шерашов (сейчас он работает в ЖКО метзавода), Н. Корепанов, В. Тютюнников и другие. Перед утром от переправы в нашем направлении мы заметили движение танков и пехоты и приготовились к обороне. Но это были наши. Ночью через Одер было сделано несколько переправ и в бой вступили наши танкисты.
Левее нас по берегу держал оборону другой батальон. В одном из кварталов здесь прочно засели фашисты, выбить их было трудно. Командир батареи приказал мне пробраться на помощь соседям. Ползком, под обстрелом, взвод проник в указанное место. Тут мы встретили челябинских танкистов. Договорились: им бить по кварталу прямой наводкой, а нам обстрелять его сверху из миномётов. Гитлеровцы не выдержали нашего огня, бросились к хутору, где находились наши пулемётчики. Короткий бой закончился пленением 126 вражеских солдат.
Бой за Одер в этом направлении мы завершили с успехом и открыли дорогу на Берлин.
Н. Смольников, слесарь первого прокатного цеха метзавода.
Из газеты «Златоустовский рабочий, 8 мая 1965 года.
Смольников Николай Иванович, 1917 г. р., призван Златоустовским ГВК 16.03.1943 г., гвардии сержант. Умер в Златоусте 22.03.1966 г.
Из Златоустовской Книги Памяти.