Смерть друга
В 1970 году в редакцию городской газеты «Златоустовский рабочий пришло письмо:
Уважаемая редакция!
Пишет Вам гвардии полковник в отставке Чекин Василий Артемьевич. Был у меня друг, ваш земляк Андрей Слизков. Хороший и отчаянный парень. Похоронил я его под Сталинградом. В память о нём и других пишу повесть «В огне Сталинграда».
С уважением и приветом В. Чекин.
Газета опубликовала присланный отрывок из повести. Трудно сказать, закончил ли автор свою повесть, была ли она опубликована или нет… И даже вездесущий интернет не дал ответа на этот вопрос. А вот напечатанный отрывок остался в газетных подшивках.
***
Их было трое: Чайкин, Слизков и Катышев. Три бравых лейтенанта, окончивших артучилище ещё до войны. Военная судьба свела их в битве за город на Волге.
Сегодня у них большое горе, Катышев позвонил Чайкину: — Васька, быстро сюда, Андрей убит….
Несмотря на сильный огонь противника, Чайкин бежит. Перед ним земля бугром встаёт, рот забивает сладковатой пылью, а он бежит: «Нет Андрея…».
Андрей лежит возле окопа и тихо стонет. Катышев плачет, у Чайкина ком в горле, глаза не видят. Стонет Андрей, а помочь нечем. Обе ступни по голень оторваны.
Чайкин вспоминает, как они дружили, учились, работали, занимались в акробатической секции, танцевали на сцене, гуляли под каштанами Киева, потом обороняли его.
Чайкину не верится, что нет Андрея. Ему кажется, вот сейчас он вскочит, быстро и ловко, как на показательных конно-артиллерийских выступлениях перед войной. Вспомнил, как по пути на фронт, в Златоусте, Андрея встречала мать, маленькая, щупленькая старушка. Обнимая и лаская его, она совала ему гостинцы. Он краснел и старался вернуть их обратно, а она всё приговаривала: «Сама пекла, сама…твои любименькие…». Стояли недолго, поезд тронулся, а мать всё не отпускала Андрея. Он на ходу вскочил в вагон и долго махал рукой, отворачивая от друзей лицо…
Чайкин сел, прикрыл ноги плащпалаткой, будто им стало холодно. Нет, не встанет Андрей. Глаза его стекленеют. Чайкин закрывает их, расстегивает карманы Андреевой гимнастёрки, вытаскивает комсомольский билет, письма матери из Златоуста и любимой девушке Нине.
Хоронили Андрея под залпы артиллерии и грохот разрывов. Земля разверзлась под ногами. Солнцу стало больно, и оно скрылось в чёрном пороховом дыму.
В. Чекин, полковник в отставке.
Из газеты «Златоустовский рабочий», 31 марта 1970 г.
Слизков Андрей Максимович, 1919г. р.,*, 00.00.1900 г., старший лейтенант, Погиб 23 сентября 1942 г. Похоронен в Сталинградской (Волгоградской) области на высоте 154,2. На фронте воевал и его младший брат Николай Максимович Слизков (1924 г. р., призван Златоустовским ГВК 02.06.1942 г., сержант).
Из Златоустовской Книги Памяти.