Чёрный нож
Далеко не каждое оружие удостоилось чести, получить собственное имя или прозвище. Армейский нож образца 1940 года получил несколько таких названий. К тому же, он воспет в песнях и фигурирует в нескольких энциклопедиях. Наверное, стоит рассказать об этом легендарном оружии подробнее.
Как утверждают специалисты, армейский нож был принят на вооружение Рабоче-крестьянской Красной Армии в 1940 году. На каком предприятии было налажено его производство, и было ли оно налажено до начала Великой Отечественной войны, не известно.
Заказ на ножи поступил на завод им. В. И. Ленина в середине 1942 года. В июле того же года оружейники цеха № 16 начали производство армейского ножа, причём на заводе он шёл как образец 1941 года. В технической документации это оружие именовалось «тип Н-41», а в отчёте начальника цеха оно фигурирует, как «нож кинжальный». Следует отметить, что в литературе армейский нож иногда называют десантным или ножом разведчика.
Отладка нового производства заняла две недели. В третьем квартале 1942 года, цех изготовил 74.300 ножей, в четвёртом — 186.800. Это вызвало сокращение выпуска шашек. На следующий год, по армейским ножам задание было чрезвычайно высоким — 1.310.000 штук. Но завод изготовил и отгрузил на фронт только 388.700 ножей. В отчёте за 1943 год директор завода Н. Н. Шилин объяснил невыполнение плана плохим обеспечением рабочей силой. Цех был укомплектован рабочими наполовину. Однако и их часто перебрасывали на снарядное производство.
Что же представлял собой этот вид оружия? Нож имел прямой клинок длиною 180 мм и шириною в 26 мм. Деревянная рукоять ножа покрывалась чёрным лаком, небольшая железная гарда — воронилась.
Деревянные ножны с железным прибором, тоже были чёрного цвета. С помощью ремешка, нож крепился к поясу. На ремешке имелось крепление, не позволявшее ножу выпасть из ножен. На пяте клинка ставилось заводское клеймо с буквами «ЗИК» (Златоустовский инструментальный комбинат) и годом выпуска.
В 1944 году златоустовские оружейники предложили новый чертёж армейского ножа. Богатый опыт изготовления этого оружия позволил им разработать более технологичный и надёжный вариант ножа. Разработчики именовали его армейским ножом образца 1944 г. Представители Главного артиллерийского управления одобрили предложение, предложив изготовить в октябре опытную партию новых ножей. Но, по какимто причинам, дело застопорилось. Данные о производстве ножей в 1944 году, когда оружейный цех оказался в составе инструментально-металлургического завода, выделенного из состава единого до 1944 года завода № 259, до сих пор засекречены. Холодное оружие с клеймом «ИМЗ» (инструментально-металлургический завод) до сих пор вызывает недоумение не только у коллекционеров, но и у специалистов-оружиеведов.
Во второй половине 1942 года златоустовские ножи начали поступать в войска. Они предназначались бойцам воздушно-десантных частей и войсковым разведчикам. Подобные ножи готовились и на других предприятиях.
В сентябре 1942 года, двести наших комсомольцев-добровольцев были направлены в десантные войска. Как вспоминал Михаил Александрович Коротких, работавший до призыва в 16-м цехе, воинам 2-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, выдали ножи, изготовленные на одном из подмосковных заводов. Рукояти и ножны этого оружия были окрашены в жёлтый цвет, а прибор не имел воронения. Клинки, изготовленные из некачественной стали, уступали златоустовским в прочности. Позже десантникам выдавали златоустовские ножи. Советские десантники гордились ножами, как отличием в экипировке.
Для армейских разведчиков, ножи также стали символами их воинской профессиональной принадлежности. Ветераны рассказывали, что в разведподразделениях существовал обычай, по которому, новичкам златоустовские ножи сразу не выдавали. Их торжественно вручали, после нескольких вылазок в расположение врага, участии во взятии «языка» и за другие отличия. Воин с «чёрным» ножом считался уже настоящим разведчиком. Искусство метания ножа в цель и приёмы использования его в рукопашных схватках, отрабатывались разведчиками до совершенства. В их умелых руках, златоустовские ножи были грозным оружием. Немало гитлеровцев нашло свой бесславный конец под их разящими ударами.
В начале 1943 года, когда началось формирование Уральского добровольческого танкового корпуса, коллектив оружейного цеха решил изготовить для его личного состава 10 тысяч армейских ножей сверх плана. Ножи получили бойцы и командиры всех частей корпуса — танкисты, мотострелки, артиллеристы. Добровольцы восприняли это, как особый подарок от города Златоуста. Отличившись в первых же боях на Курской дуге, корпус получил звание гвардейского. За освобождение города Львова, получил почётное наименование и стал именоваться Уральско-Львовским добровольческим гвардейским танковым корпусом.
По-своему это воинское соединение окрестил противник, что, пожалуй, не имело прецедентов в истории войны. Гитлеровские разведчики, обратив внимание на наличие ножей в экипировке танкистов, именовало Уральский добровольческий корпус «Schwarzmesser Panzer-Division» (танковая дивизия «Чёрный нож»). С тех пор добровольцы стали называть своё оружие чёрными ножами. В марше прославленного танкового корпуса были такие строчки:
Златоусту письмо мы послали,
Что уральский подарок хорош,
Что боятся фашистские гады
Наш уральский стальной чёрный нож.
В репертуаре самодеятельного джаз-оркестра Уральского добровольческого танкового корпуса, появилась песня, посвящённая армейскому ножу. Ветеран-доброволец Н. Л. Комм рассказывал:
«Но больше всего, танкисты-добровольцы любили слушать «Песню о чёрных ножах». Музыку к ней написал комсомолец Ваня Овчинин, с которым я вместе учился в Свердловской консерватории. Он уже был студентом пятого курса, и на него распространялось постановление правительства « о бронировании студентов последнего курса». Но Ваня решил закончить образование после войны и добровольно ушёл на фронт.
По ночам, когда все, кроме часовых, спали, Ваня сочинял музыку к программам нашего джаза. В одну из таких бессонных ночей и родилась «Песня о чёрных ножах». Стихотворный текст Ваня взял из корпусной газеты «Доброволец». Темой для стихов послужил следующий факт. Танкисты-добровольцы нашли листовки противника, в которых сообщалось: «Внимание! Внимание! На нашем участке фронта появилась дикая дивизия с чёрными ножами!..»
Действительно, каждый доброволец имел у нас финский нож с чёрной рукояткой. Нам подарили их рабочие Златоуста, когда мы отправлялись с Урала на запад. Правда, ножи эти скорее предназначались для различных бытовых нужд, но во время рукопашных боёв им пришлось сыграть более серьёзную роль.
С фронта песня долетела и до Урала. Когда в начале 1944 года наш джаз приехал в Златоуст и дал там несколько концертов, то оказалось, что песня в городе уже хорошо известна (джаз-оркестр выступал в Златоусте 14 января 1944 г. — Сост.).
Ваня Овчинин погиб в боях за освобождение Венгрии…».
Вместе с этими воспоминаниями, в журнале «Уральский следопыт» (№ 9, 1965 г.) были напечатаны ноты и первый куплет песни:
Шепчут в страхе друг другу фашисты,
Притаясь в темноте блиндажей:
Появились с Урала танкисты —
Дивизия чёрных ножей.
Беззаветных бойцов отряды,
Их отваги ничем не убьешь.
Ой, не любят фашистские гады
Наш уральский стальной чёрный нож!
Фронтовые умельцы часто заменяли на ножах деревянные рукояти на наборные из пластмассы и прочих материалов. Наряду со штатным армейским ножом, выпускался, в небольшом количестве, его офицерский, вернее подарочный вариант. Он отличался никелированным прибором и формой рукояти. Клинок ножа, обычно, украшался травлёными рисунками и надписями. Сколько таких ножей было изготовлено и кому они были подарены не известно.
Такие подарочные ножи, только украшенные позолотой, были вручены в годы войны маршалу Г. К. Жукову и Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину. Обычно упоминают, что эти полководцы получили в подарок от златоустовцев украшенные именные шашки, забывая о ножах, входивших в подарочные комплекты. Подарок для Георгия Константиновича Жукова в 1942 году готовил художник-гравер М. В. Добровольский, который так вспоминал об этом:
«Я принял заказ на себя. По своим эскизам изготовил клинок, нож армейский, портсигар и зажигалку — всё именное».
В 1943 году подобный набор для Сталина изготовил А. И. Боронников. Вероятно, как и шашки, ножи подаренные маршалу и генералиссимусу хранятся в Государственном историческом музее.
Значительное число ножей, не прошедших воённую приёмку, рабочие выносили с завода. В домашнем хозяйстве они служили долгие годы. Клинки ножей нередко использовали для изготовления охотничьих ножей. Какая-то часть таких ножей была украшена мастерами гравюры. Со временем, чёрные ножи стали в Златоусте большой редкостью. В краеведческом музее хранится единственный его экземпляр.
Ю. Окунцов, сотрудник Златоустовского краеведческого музея.
Коротких Михаил Александрович, 1923 г. р., призван Златоустовским ГВК 07.09.1942. Служил в воздушно-десантных войсках, был ранен, домой вернулся инвалидом. Умер в Златоусте 12.03.1994 г.
Из Златоустовской Книги Памяти.