Ехали туляки на Урал
Война внесла свои коррективы в графики строительства. Уже в августе сорок первого на строящийся завод стали приезжать люди, мобилизованные с заводов Москвы, Ленинграда, Калининграда, Смоленска. В том же месяце ГКО принял решение о срочной переброске на Уржумскую площадку одного из производств Тульского оружейного завода. Это ещё не эвакуация — она будет позднее. Были сформированы два эшелона с оборудованием и рабочими, которые прибыли на Уржумку 7 сентября. Но железнодорожной ветки от завода до станции ещё не было и оборудование разгружали на станции и вывозили на завод. Но легко сказать — вывозили. На чём? Автомашин осталось всего ничего: почти все их отправили на фронт. Правда, выручали четыре трактора да пришлось единственный в тресте экскаватор приспособить для разгрузки и погрузки на машины особо тяжёлых станков. Часть оборудования ставили на стальные листы, цепляли их за проушины канатами и волоком тащили до завода. Работали круглые сутки, падали от усталости, но никто не уходил. Люди понимали: дорог каждый час, каждая минута.
... В одну из морозных ночей погрузили на лист длинную станину единственного, уникального по размерам и назначению шлифовального станка. Во время движения по неровной дороге станина раскололась пополам. Без этого станка нельзя было начинать производство одного из важнейших оборонных изделий — коробку пушки ВЯ. И тогда конструкторы отдела главного механика и лучшие слесари ремонтного цеха во главе с Ф. Ф. Никулиным, талантливым работником, сварили из крупных двутавровых балок раму и на ней укрепили две половины станины, соединив их между собой мощными струбцинами. Заваренная и обработанная рама была опущена в котлован, залита бетоном и на ней были смонтированы две половины станины и весь шлифовальный станок, который долгие годы устойчиво работал и давал качественную продукцию.
Эта сентябрьская эпопея стала своеобразной генеральной репетицией к тому моменту, когда началась основная эвакуация на Урал Тульского оружейного и Подольского механического заводов. В ноябре сорок первого года на Уржумку уже прибыла основная группа туляков вместе с оборудованием... Перед эвакуацией члены группы были приняты в Москве Д. Ф. Устиновым. Запомнились слова Устинова. Об этом пишет в своих воспоминаниях ветеран Е. М Третьяков: «Как только установите первый станок, так сразу же пускайте производство, не теряйте ни минуты».
***
Из воспоминаний А. П. Самсонова:
— В Златоуст наш эшелон прибыл 3 ноября 1941 года в 9 часов вечера. Заночевали в вагонах, а на следующий день всех временно поместили в школе на Большой Ветлужской улице, недалеко от железной дороги. А 7 ноября переехали в квартиру в двухэтажном деревянном доме на этой же улице.
Каким был завод? Он состоял из основного корпуса, в котором затем были размещёны цехи № № 4, 6, 64, и корпуса, именуемого «Гараж». Вход в основной корпус был прямо с дороги, проходящей из Златоуста на Уржумку.
Когда мы пришли в основной заводской корпус 9 ноября, то он был почти пуст. Только у противоположной от главного входа стены (где теперь находится цех № 64) было расположено оборудование производства «700», которое было завезено из Тулы ещё летом. Вместе с оборудованием из Тулы приходили и детали незавершённого производства, благодаря которым удавалось ускорить запуск технологических цепочек на механических участках и обеспечить деталями сборку. Я тогда был направлен на участок в цех № 4, где собиралась «крышка короба» пулемёта «Максим». Мастером на участке был Николай Родин, с которым я вместе почти пять лет учился в техникуме в Туле.
***
Вспоминает старший мастер цеха покрытий Иван Васильевич Швытов:
— Город встретил нас суровой зимой, но тепло и радушно. Разместили по школам и частным домам. Наша группа оказалась в школе на улице Ленина. Спали на полу, застланным соломой. На работу ходили пешком. В цехах стояли холода, и, чтобы согреться, жгли костры прямо в корпусе. А что собой представляли тогда цехи? Без полов, не везде с застеклёнными рамами, во многих местах без крыш. Получив задание собирать изделие, рабочие спрашивали: «А где, на чём собирать-то?»
— На пнях, — серьёзно отвечал начальник цеха В. Д. Иванов. И собирали до тех пор, пока не установили конвейеры и верстаки. В короткий срок сборочный цех достиг планового выпуска продукции.
Постепенно развивалось социалистическое соревнование, парторганизация усилила агитационно-массовую работу под девизом: «Все для фронта, все для победы!» Родилось движение «двухсотников», запевалами которого в цехе стали Колобаев, Малыгин, Брыковский. Итоги соревнования подводились каждую смену. Цехи, не выполнявшие планов, награждались «рогожным знаменем»!.. Широко практиковалось наставничество, так как до семидесяти процентов рабочих были новичками.
Ю. Пестерев, журналист.
Из книги «Мы — машиностроители Златоуста» (сост. Ю. Е. Пестерев), 2004 г.