На стальных магистралях
С началом Великой Отечественной войны огромный груз ответственности лёг на плечи златоустовских железнодорожников. На запад пошли эшелоны с воинскими частями и вооружением. Резко увеличился объём перевозок. На Южно-Уральской железной дороге сразу же возник «караванный способ движения поездов». Со станции поезда отправлялись друг за другом, на расстоянии видимости сигналов и хвоста ушедшего состава — 200—250 метров. Это позволяло на отрезке 100—200 километров размещать 70—80 поездов. Потребовалась чёткая организация движения, чтобы составы шли без аварий и точно в срок прибывали к пункту назначения. При таком уплотнённом графике поезда проходили до 800 километров в сутки.
А вскоре навстречу воинским эшелонам на Урал и в Сибирь пошли поезда с эвакуированным оборудованием и людьми. В Златоуст к концу 1941 года прибыло более тридцати предприятий, строительных организаций и учреждений, для перевозки которых потребовались тысячи и тысячи вагонов.
Возникла проблема с кадрами — многие квалифицированные железнодорожники-мужчины ушли на фронт: только Златоустовский железнодорожный узел недосчитался свыше тысячи человек. Вместо мужчин на транспорт пришли женщины, становившиеся даже машинистами паровозов.
Всю войну железнодорожники трудились с огромным напряжением сил, постоянно выискивая резервы пропускной способности дороги. На Южно-Уральской магистрали появились фронтовые колонны паровозов, совершавшие скоростные рейсы, делая в сутки по 450—500 километров. Они были созданы по инициативе машинистов П. А. Агафонова из Челябинска, М. И. Куприянова из Златоуста, Захарова из Троицка.
Кроме обеспечения перевозок железнодорожники Златоуста в годы войны сделали и два своеобразных подарка для фронта: в декабре 1941 года в паровозном депо станции Златоуст был построен броне поезд «Большевик Урала», а в феврале 1943 года коллектив вагонного участка подготовил банно-дезинфекционный поезд № 28.
Труд железнодорожников во время войны был поистине героическим. Не считаясь с огромными трудностями и лишениями, день и ночь, в холод и в жару несли они свою фронтовую вахту.