Вслед за Луниным и Кривоносом - Железнодорожники Златоуста
С первого дня Великой Отечественной войны железнодорожники 6-го Златоустовского района Южно-Уральской железной дороги самоотверженным трудом ковали победу над врагом.
Паровозники депо Златоуст, горя одним желанием — быстрее разбить врага — провели десятки тяжеловесных поездов. Строенная паровозная бригада машинистов Забурмах, Узюмова и Д. П. Серебрякова за один только июнь сэкономила 28 тысяч килограммов угля.
С началом войны широкое распространение на всей сети железных дорог нашла инициатива новосибирского машиниста Н. А. Лунина, заключавшаяся в ремонте паровозов силами локомотивной бригады и сокращению простоя подвижного состава в депо. Подхватили лунинский метод и златоустовские железнодорожники. Та же строенная паровозная бригада, с успехом применяя метод Лунина, и работая на хозрасчете, за четыре месяца сэкономила 15300 рублей. Все поезда были проведены с перевыполнением технической скорости.
Лунинское движение среди стрелочников имело серьёзное значение в деле обеспечения безопасности движения поездов. Младший стрелочник-лунинец Хазмуратов сам срубал накаты на крестовинах, менял неисправные болты и свои стрелки содержал в образцовом состоянии. Пятого октября 1941 года младший стрелочник Федорова обнаружила на стрелке отжим пера от рамного рельса. Не вызывая для ремонта стрелки путейцев, она своими силами устранила эту неисправность.
Решающее значение в организации труда железнодорожников имело социалистическое соревнование. Особенно широкое распространение получили такие его формы, как индивидуальные обязательства, совмещёние профессий, движение двухсотников и трехсотников. Поездной вагонный мастер Марков приобрел три профессии: поездной вагонный мастер, котельщик и слесарь. Освоение этих 3-х специальностей помогло ему работать по-лунински, водить поезда без отцепок вагонов в пути. Будучи слесарем, он быстро и доброкачественно ремонтировал в поездах вагоны, устранял всякую возможность задержки поездов по технической неисправности.
«Работая каждый за двоих, нанесем врагу двойной, сокрушительный удар», — таков девиз был у железнодорожников. Месячные нормы выполнялись на 208—210 процентов. Было организовано соревнование за лучший околоток, за вождение тяжеловесов через Уральский хребет, за скоростное продвижение поездов к фронту.
Так, 16 августа 1943 года машинисты Лукьянов и Сурков провели поезд, вес которого существенно превышал технические нормы, а два дня спустя, 18 августа 1943 года, а два дня спустя на их имя пришла телеграмма от начальника Южно-Уральской дороги Гундобина:
«16 августа вы провели через Уральский хребет поезд весом на 720 тонн выше нормы. Объявляю вам тт. Лукьянов и Сурков лагодарность за трудовой подвиг и прошу быть инициаторами соревнования златоустовских машинистов за вождение тяжеловесов через Уральский хребет, за скоростное продвижение поездов к фронту. Ваш труд и умение — самая лучшая помощь нашей наступающей Красной Армии».
Стойко, мужественно несли трудовую вахту железнодорожники. В ознаменование новой победы Красной Армии — освобождения Харькова — в ночь с 23 на 24 августа 1943 года машинист Лукьянов по участку Чебаркуль—Златоуст успешно провел тяжеловес, вес которого более, чем в полтора раза превышал установленную норму. За четыре рейса с тяжеловесами Лукьянов в августе сэкономил два паровоза. Его примеру следовали и другие машинисты.
Было трудно, но люди не покидали своих рабочих мест, продолжали работать на нужды фронта. Когда в полночь машинист депо Златоуст Григорий Белов собрался уходить на отдых, ему сообщили, что решительным штурмов наши войска освободили Харьков.
Собрав немедленно свою бригаду, Белов заявил: «Красная Армия нанесла ещё один сокрушительный удар по врагу, так поможем же нашим доблестным бойцам самоотверженной работой». Призыв Белова подхватили его помощник Шерстюк и кочегар Лебедьков. Они не ушли на отдых, а остались работать в цехе до утра, чтобы ускорить выход паровоза из депо. В 10 часов утра ремонт локомотива был окончен. Так бригада машиниста Белова ознаменовала освобождение Харькова, таков её трудовой салют доблестным советским солдатам, офицерам, генералам.
Боевыми стахановскими делами отвечали на победы Красной Армии паровозники депо Златоуст. В сентябре 1943 года передовыми машинистами было проведено 60 тяжеловесных поездов и перевезено сверх плана 9000 тонн груза. Машинист-орденоносец Козин совершил 6 рейсов с тяжеловесными поездами и перевез сверх нормы 800 тонн груза. Машинисты Стаценко, Сычев, Кривицкий, П. Грязнов провели по 2 тяжеловеса каждый.
Социалистическое соревнования за вождение тяжеловесов в октябре 1943 года начало принимать широкий размах. Третьего октября Козин провел поезд весом на 500 тонн больше установленной нормы, а техническую скорость в эту поездку он перевыполнил на 13,3 км/час, доказав тем самым, что по трудному уральскому профилю можно водить тяжеловесы на высоких кривоносовских скоростях (П. Ф. Кривонос — один из инициаторов стахановского движения на железнодорожном транспорте). В тот же день машинист Сычев взял поезд на 600 тонн больше нормы и доставил его из Чебаркуля в Златоуст по графику, перевыполнил скорость на 3,1 км/час. Эти достижения перекрыл машинист М. Куприянов. Он провел поезд, вес которого на 620 тонн превысил установленную норму. Мастер вождения тяжеловесов Кривицкий провел от Златоуста до Кропачево поезд весом 2120 тонн без толкача.
По-боевому было развернуто соревнование за кольцевую езду, что дало возможность сократить простой поездов, увеличить полезную работу паровоза. В. Сафонов — машинист-орденоносец депо Златоуст — вместе с машинистами Хролом, Москалевым и Гродобаевым кооперативным методом произвели промывочный ремонт локомотива. Все работы были выполнено высококачественно. Напарник Устюжанин в этот день только что вернулся из поездки, остался на промывку паровоза. Он, его помощник Осипов и кочегар Хлопцев не ушли из депо до тех пор, пока ремонт паровоза не был закончен. На отремонтированном своими силами локомотиве они работали постоянно по кольцу. Больше месяца проработал паровоз без единого случая межпоездного ремонта. За 8000 км пробега всего несколько раз они заезжали на эстакаду для набора угла. Машинисты Муравлянский и Соснин сделали по 14 кольцевых рейсов, машинисты Гермонгентов и Лалекин — по 12.
Среди паровозников, кондукторских бригад, поездных вагонных мастеров и диспетчеров развернулось соревнование за скоростное продвижение поездов. Так, 16 марта дежурная по отделению Воробьёва и участковый диспетчер Новокшанов организовали совместно с поездными бригадами несколько скоростных рейсов. В этом соревновании замечательных успехов добился машинист Сурков. От Златоуста до Чебаркуля он доехал за 1 час 50 минут. Машинист Рамзин, соревнуясь с диспетчером Младышевым, прибыл в Чебаркуль на 21 минуту раньше положенного времени. Благодаря активной помощи диспетчеров Младышева и Новокшанова машинист Куприянов в течение 14 часов 40 минут совершил рейс от Златоуста до Челябинска и обратно. Из Златоуста на Кропачево паровоз прошел по кольцу. Среднесуточный пробег локомотива составил 617 километров, превысив норму более чем в два раза. Так в содружестве диспетчеров и машинистов шла борьба за скоростное продвижение поездов, за выполнение графика.
Прекрасных результатов в работе добился машинист-орденоносец Ковин. За 15 дней мая 1944 года среднесуточный пробег его локомотива составил 542 км при задании 290 км. За это время Ковин провел 4 тяжеловеса и перевез сверх установленной нормы 1300 тонн грузов. Экономию топлива довел до 45 процентов. Таких высоких показателей Ковин достиг благодаря лунинскому уходу за своим паровозом и умелому вождению поездов. По примеру Ковина в депо Златоуст работала целая группа машинистов. За первую половину мая машинисты-кривоносовцы и лунинцы провели 47 тяжеловесов и перевезли груза сверх нормы, равного весу 14 поездов.