Самый юный завод - Из истории Златоустовского часового завода
Будучи высокоиндустриальным городом, Златоуст уже к началу войны практически не имел свободной рабочей силы. Кроме мужчин, в промышленном производстве в значительной степени были задействованы и женщины — так на заводе им. В. И. Ленина к этому времени 43 процента среди рабочих составляли представительницы прекрасной половины человечества. Ещё более осложнилась проблема рабочей силы с началом войны. Практически половина златоустовских мужчин ушла на фронт, а кроме уже работавших в городе крупнейших предприятий нужно было обеспечить кадрами и прибывавшие с запада заводы и фабрики (число рабочих на них не превышало в момент приезда 30-40 процентов от необходимого).
А у часовщиков положение сложилось можно сказать аховое — всего 170 прибывших с заводом рабочих при плановой численности 1000 человек. Вот так и получилось, что в конце 1941-го и начале 1942-го на часовой завод пришли работать сотни златоустовских школьников, по сути дела — мальчишек и девчонок. Было им по 16-17, а порой даже по 14-15 лет, а должны они были в максимально короткие сроки овладеть искусством изготовления мелких сложнейших деталей, сборки и регулировки точных приборов времени. К каждому инструктору из кадровых рабочих-москвичей прикреплялась группа из 15—20 учеников, сроки подготовки операционников не превышали месяца, наладчики сложных станков готовились всего за два месяца. Основная масса — около 800 рабочих — была подготовлена в 1942 году. К концу 1942 года было подготовлено около 800 новых рабочих, и завод количественно стал полностью укомплектован кадрами. Не лишним будет сказать, что всего за годы войны на заводе было подготовлено 1700 рабочих: 475 станочников, 113 наладчиков, 65 слесарей, 527 сборщиков и 144 контролера.
Во время войны часовой завод, пожалуй, был самым юным заводом в Златоусте, если поглядеть на возрастной состав рабочих. Вот только две цифры: в 1942 году 21 процент рабочих завода составляли подростки до 16 лет; 29,4 процента — подростки 16-17 лет. Иными словами — половине рабочих-часовщиков в то время и 18 лет не стукнуло! Порой при приеме на работу кадровики возмущённо качали головами: «Это ж не завод, это ж детский сад какой-то!». И хотя случались порой и курьёзные случаи — работают ребятишки в ночную смену, спать хочется неимоверно, вот и просят на проходной: «Дяденька, выпусти на улицу побегать минут десять, чтобы сон разогнать» — в целом уже в сложнейшем для завода 1942 году было выпущено 93.335 различных часовых механизмов для авиационной и танковой промышленности и Военно-Морского флота, 8.835.715 деталей № 24 к боеприпасам (взрыватели для мин).
К концу войны многие москвичи вернулись в родной город, а бригадирами и мастерами на часовом заводе стали вчерашние мальчишки и девчонки, ставшие к этому времени квалифицированными рабочими. И всё-таки даже в победном сорок пятом завод хоть немного и «повзрослел», всё ещё оставался очень юным — четверть рабочих была моложе 18 лет.