Проблемы: от снабжения до причуд климата - Из истории Златоустовского часового завода
С первых дней работы на уральской земле московские часовщики столкнулись с огромным количеством проблем. Некоторые из них вполне понятны и объяснимы, другие стали полной неожиданностью. Вполне объяснимыми были проблемы со снабжением. Если раньше завод получал, скажем, проволоку и сталь-серебрянку с московских заводов «Серп и молот» и «Электросталь», пружинную ленту — с Ленинградского завода им. В. М. Молотова, технические камни — с Петергофского завода ТТК, цветной прокат — с Кольчугинского завода; то теперь приходилось переориентироваться на местных производителей. Вот далеко не полный список уральских заводов, поставлявших в годы войны материалы для 1-го Государственного часового завода им. С. М. Кирова: Златоустовский металлургический завод им. В. И. Сталина (сталь серебрянка и инструментальная сталь), Златоустовский завод им. В. И. Ленина (калибровка), Белорецкий завод (проволока), Миньярский завод (высокоуглеродистая лента), Синарский завод (пружинная лента), заводы в Балхаше, Верхней Салде и Каменск-Уральском (цветной прокат), Кусинский завод ТТК (точные технические камни).
А вот проблемы, связанные с географическим положением Златоуста, стали совсем неожиданными. Уже после нескольких месяцев работы на Урале было замечено, что в условиях Златоуста резко повысилась коррозия — постоянный бич часового производства. Это вполне понятно — вместо 250-300 мм осадков в год в Москве, в Златоусте выпадает порядка 600 мм, т. е. в два с лишним раза больше. К тому же часовщикам не повезло, можно сказать, вдвойне — так случилось, что в годы войны осадков в Златоусте выпадало выше среднегодовой нормы, а 1943 год и вообще стал рекордным в XX веке (количество осадков в этом году составило 940 мм). Дело ещё осложнялось и отсутствием золота, применявшегося для гальванопокрытий в целях защиты. Пришлось специалистам в короткие сроки разработать новые средства и методы защиты, на заводе стали широко применяться пассивирование латуни и оксидирование стали, что резко снизило потери от коррозии.
Недостаток пластмасс (карболита) для корпусов авиационных часов заставил разработать специальную конструкцию железных корпусов и изготовить все необходимые штампы и приспособления для их серийного производства. На эту работу ушло всего две недели!
В середине войны был начат выпуск авиационных и танковых часов на других предприятиях, а на 1-й ГЧЗ, как ведущий, была возложена задача снабжения этих предприятий сложными штампами, приспособлениями и инструментами, комплектами деталей. И с этой задачей златоустовские часовщики успешно справились.